Несколько слов о совести

Автор публикации: | 06.07.2016

Довольно часто в последнее время мне задают вопросы про совесть. Что такое совесть? Что мы обещаем Богу при крещении? В состоянии ли мы изменить свою совесть? Можно ли спастись по совести?

image

Понятие «совесть» возникло за три века до рождения Христа. Ранее такого понятия просто не существовало. Если вы возьмете симфонию, или попробуете найти слово «совесть» в Ветхом Завете, то вы его там не обнаружите. Конечно, сама совесть всегда была в человеке, хоть в Ветхом хоть и в Новом Завете, но в древнегреческой литературе просто нет слова для обозначения совести. Впервые это понятие встречается у стоиков, а более серьезное развитие категория совести получила в трудах Апостола Павла.

Итак, что же за понятие такое «совесть»? Мы можем определить совесть как способность человека оценивать морально поступки. То есть определять хорош или плох поступок.

Помните Маяковского стихотворение:

Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?

Так вот, эта способность задаваться вопросом «что такое хорошо и что такое плохо?» — это и есть свидетельство наличия совести. Вопросами морали люди задавались с первых дней творения, а животные этим вопросом не задаются никогда. Самка паука вида «Черная вдова» преспокойно съедает самца и в ус не дует. Животные лишены совести, лишены способности оценивать свои поступки и мучится, стыдится из-за плохих поступков.

Наша совесть обладает функциями: такими как оценивание поступков (своих и чужих), осуждение плохих поступков, побуждение к добрым и хорошим поступкам. Но при этом, нужно понимать, что совесть — это не запрограммированный критерий, не вшитый в наш ДНК свод моральных правил! Нет, нет и еще раз нет! Совесть у всех различна. Иногда люди даже утверждают, что голос совести — это голос Божий внутри нас. Но это не совсем так.

Писание говорит нам, что совесть может быть доброй (1Пет 3:16), непорочной (Деян 24:16), немощной (1Кор 8:17) и так далее. Очевидно, что голос Божий не может быть немощным или порочным. Также и Петр призывает: «Имейте добрую совесть» (1Пет 3:16). Само наличие призыва (глагол в повелительном наклонении) говорит о том, что совесть не является стабильной категорией. Также наличие призыва говорит о том, что мы в состоянии как-то влиять на свою совесть и она каким-то образом формируется в нас.

Если мы внимательно посмотрим на окружающих нас людей, то мы увидим, что кого-то совесть судит за пустое расходование лишнего рубля. А кто-то тратит деньги не думая, а потом перезанимает, потом получает зарплату, отдает долги и снова тратит деньги бездумно. И его совесть за это не осуждает. Кого-то мучает совесть за оставленную на ночь грязную посуду, кто-то днями ее не моет. Кого-то совесть мучает если он не пришел на встречу раньше чем за десять минут. А кто-то хронически опаздывает и не стыдно ему, и его совесть молчит! Думаю, абсолютно очевидно, что совесть как будто говорит со всеми по-разному.

Надо понимать, что совесть формируется обществом в котором воспитывается и живет человек. Поэтому какого-нибудь туземца-каннибала совесть совершенно не мучает из-за того, что он есть человеческое мясо, но при этом, его может судить совесть, за то, что он не послушал маму или обманул кого-то. Я утрирую, конечно.

В послании Титу Павел пишет про оскверненную совесть (Тит 1:15). Наша совесть, доколе мы живем в мире, формируется этим миром постоянно. В большой степени в детстве, в меньшей степени во взрослом возрасте. И все же, постоянно мир влияет на наши моральные оценки всех явлений. Совесть наша порочна и испорчена. Она на хорошее говорит — «плохо», а на плохое — «хорошо». Когда мы приходим к Богу, Дух святой преображает нашу жизнь и Кровь Христа отчищает нашу совесть (см. Евр 9:14). Делает ее доброй, пригодной для объективного и верного контроля наших поступков. Это похоже на настройку какого-либо навигационного прибора. Представьте себе сбитый компас. Он не в состоянии указать верный путь. Такова и наша совесть до обращения ко Христу. Когда же мы получаем рождение свыше, то происходи настройка компаса нашей совести.

Естественно, окружающий мир может колебать нашу совесть в разные стороны. И мы нуждаемся в том, чтобы постоянно иметь правильный ориентир в своей жизни. Нашу совесть нам настроить помогает общение с Богом, Чтение Слова Божьего, взращивание плода Духа Святого. Павел говорит: «на таковых нет Закона» (Гал 5:22-23). Когда в нас живет Дух Святой, у нас и добрая совесть, а значит Закон нам не нужен. Люди до Христа были лишены этого, им требовался страж в виде внешнего списка что есть хорошо и что есть плохо — совесть ведь испорченная. Но когда в нас живет Законодатель, когда Он Сам настраивает нашу систему ценностей, нашу совесть делает доброй, то нет нужды в Законе.

Итак, наша совесть настраивается посредством Богообщения.

Так что же мы обещаем во время крещения? Пожалуй, это самый простой вопрос из поставленных. Если обратимся к греческому словарю, то найдем, что слово επερώτημα переводится как «просьба, требование, запрос, обещание». Иначе говоря, мы не столько обещаем, сколько просим, чтобы Бог руководил нашей совестью, настраивал её.

Иногда у верующих встречается обратная ситуация: совесть воспаленная, судит за все подряд. Это тоже неправильное состояние. Бог дал нам оправдание во Христе через веру и мы можем успокоиться в Нем. Но да даст вам Бог добрую совесть! А вы, будьте послушны ей!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о