Несколько слов о церковных традициях

Автор публикации: | 07.07.2016

Не так давно на церковном разборе проходили мы 15 главу Матфея. Не вдаваясь во все подробности, хотел поделиться нашими размышлениями о традициях.

В начале этой главы Христа упрекают за то, что Его ученики едят не умыв рук. Обычай омовения рук описывает в своем комментарии Баркли: «Сперва воду наливали на обе руки, подняв вверх пальцы; вода должна была стекать по руке до запястья, после чего вода должна была стекать с запястья, потому что теперь уже сама вода была нечистой, потому что соприкоснулась с нечистыми руками и, если бы она стала опять стекать по пальцам, пальцы снова стали бы нечистыми. Процедура повторялась, причем теперь руки держали в обратном направлении, устремив пальцы вниз, и потом каждую руку очищали потиранием сжатым кулаком другой руки. Настоящий ортодоксальный иудей делал все это не только перед едой, но и между всеми блюдами».

Стоит отметить, что несчастные книжники и фарисеи пришли аж из Иерусалима для того, чтобы пресечь «безобразие»! По всей видимости до них дошел слух о чуде насыщения пяти тысяч человек, и то, что ученики раздавали хлеб неумытыми руками (см. 14 гл). Что удивительно, они не поняли какое удивительное чудо произошло. Они не увидели Миссию в Иисусе! Для них было важно одно — нарушено предание, нарушена традиция! И все кругом об этом говорят! Неровен час и ортодоксальные евреи перестанут омывать руки перед едой!

На их упреки Иисус отвечает: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф 15:3). И Он приводит им пример из их собственной практики, как они обычаем корвана перечеркивают Божью заповедь о почтении к родителям.

Читайте также:  Никогда ни о чем не жалейте вдогонку

Обычай корван, позволял не заботиться о родителях, в том случае если ты пожертвовал все средства Богу и остался без денег. Очевидно, что заповедь «почитай отца и мать» включала не только почтенное отношение к своим родителям, но и обязательное материальное содержание. Сегодня это происходит опосредованно, через пенсионный фонд. В то же время, не было социальных служб, поэтому о родителях должны, обязаны были заботиться дети. Это было постановление Божье, однако, фарисеи, из своего испорченного сердца родили обычай корвана.

Складывается впечатление, что традиция — это плохо. Так ли это? Давайте посмотрим.

Слово «традиция» происходит от латинского слова traditio, означающего предание, обычай. В нашей жизни мы связанны множеством условностей и традиций. Есть традиции национальные, уходящие в глубь времен. Есть традиции семейные, школьные, дружеские. Например, семейная традиция каждое лето ездить в Горный Алтай, традиция вместе с друзьями каждую субботу ехать на рыбалку, традиция подружек каждый вечер созваниваться и так далее. Сама по себе традиция — сильная вещь, которая помогает нам избежать хаоса в наших отношениях и быту.

Как говорит Википедия традиция — это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Особенно хотел обратить внимание на последнее. Один из регуляторов общественных отношений. Наравне с правом, моралью и общественными (а также религиозными) нормами.

Однако, нередко традиция, переходя из поколения в поколение теряет свое первоначальное назначение, и перестает быть целесообразной. Более того, может стать даже вредной!

В христианской вере также мы связанны множеством традиций. Наверное, я вас не обману, если скажу, что чем более далека религия от веры Божьей, тем большее в ней значение имеет традиция. Тем богаче, яре и разнообразней традиции в этой религии, и тем более беспощадно их защищают поборники такой религии. Помните Рогожина из «Идиота»? Меняется нательным крестом с Мышкиным, приводит его к своей матушке… И вроде соблюдает традицию высшей степени побратания, и в тот же день пытается его убить. Вот так, с нательным крестом, символом самоотречения, пытается вершить зло.

Читайте также:  Град обреченный, Братья Стругацкие

Чем опасны традиции: может произойти подмена истины традицией, так как это произошло и у фарисеев, которые заменили традицией истину. Также, традиция может помешать увидеть истинный смысл вещей. Может породить осуждение к тем, кто традицию не соблюдает, даже в том случае, когда его поведение и не противоречит Писанию. Традиция может обмануть нас. Но может и помочь.

Хочу вернуться к той мысли, что традиции в основе своей имеют положительный эффект. Тогда, когда за ними стоит действительно достойная причина. В нашем братстве есть традиция поститься по пятницам. Хорошая традиция? Весьма. А также мы имеем еще множество традиций: проводить разбор по средам, у нас традиционно звучит три проповеди на собрании, мы празднуем праздник Жатвы и Рождества, мы поем молитвенные гимны стоя, а молимся традиционно на коленях или стоя. Пост у нас обычно самый строгий — мы не едим и не пьем. У нас традиционно исповедание принимает служитель, и Вечерю преподает и крестит традиционно служитель. Это все традиции, сложившиеся годами и не имеющие прямых указаний в Писании.

К сожалению, в последнее время, все чаще приходится встречаться с жесткой критикой наших традиций. И некоторые из особо громкоголосых критиканов сравнивают наши традиции с традициями фарисеев. Так ли это? Не так.

Традиции фарисеев исходили из испорченного сердца. Традициями и преданиями, книжники и фарисеи пытались сделать Закон исполнимым, подстроить неудобные заповеди под себя и успокоиться на этом, думая что они святы. На что указывает Христос: «преступаете заповедь Божию ради предания вашего».

Наши же традиции исходят из благословенного опыта предыдущих поколений. Из опыта тех, чьи сердца были исполнены Духа Святого. Если мне кто-то заявляет, что отвергает все традиции, то мне больше не нужно ни о чем спрашивать такого человека. Очевидно, такой человек ставит себя выше всех остальных, выше отцов.

Читайте также:  Книжный вор, Маркус Зусак

Могут ли традиции быть установлены ошибочно? Да, конечно, мы ведь все люди. Но наличие традиции, как минимум должно вызывать у нас уважение. Традиция не возникает на пустом месте.

Надо постараться понять причину, сущность традиции. Рассказывают смешной случай, когда в одном монастыре кошка мешала молиться монахам. Тогда старый монах приказал ее связывать во время молитвы. Потом старый монах умер. Со временем, умерла и кошка. Тогда, помня традицию, монахи купили новую кошку. Для того, чтобы связывать ей лапы во время молитвы. Бедные монахи посчитали, что стреноженная кошка — важный элемент общения с Богом.

Всегда важно понимать, почему установлена та или иная традиция. И все же, иногда традиция — результат больших жертв. Не нужно торопиться с выводами. И если природа традиции нам не понятна, и сама традиция не противоречит Писанию, давайте в смирении будем её выполнять, а не бунтовать против всего, что нам не до конца понятно. Не согрешим.