Манускриптный метод разбора

Автор публикации: | 15.06.2017

Публикую письмо, посвященное манускриптному методу исследования Библии. Тогда когда я писал это письмо, я только начинал применять его на практике. Сейчас же могу смело сказать, что данный метод, лучший из всего, что я пробовал в малых группах до 15-20 человек. Лучшая усвояемость материала, лучшая вовлеченность участвующих, лучшая экспозиция текста и самый короткий путь к прагматике текста. Для организации разбора данным методом, нужно подготовить место и время (обязательно надо иметь запас по времени, в случае если увлечетесь разбором), а также небольшой инвентарь — цветные карандаши и ручки, распечатанный текст, доска и цветные маркеры для нее. Подробнее вы можете прочитать об этом методе в книге Боба Грэманна «Преображающее изучение Библии».

Приблизительно так выглядят рабочие листы при изучении Писания манускриптным методом

Не так давно прочитал небольшую книгу «Преображающее изучение Библии» Боб Грэманн. В ней я и прочитал про манускриптный метод.

Дело в том, что и в большой молодёжи порою встаёт вопрос о проведении разборах в малых группах: на братском, сестринском, на библейском кружке и так далее. Это и есть тема моего письма – методика разбора в малых группах. А манускриптный метод – мне кажется одним из лучших для небольших групп.

Конечно, разборы в малых группах можно проводить и стандартным образом – прочитал, разобрал и так далее. С учётом контекста, главной мысли и прочего… это естественно. Но у малой группы в 10-15 человек есть несомненные преимущества – сохраняется индивидуальность каждого, есть возможность удержать всех в поле своего внимания, спросить мнение каждого. Этими преимуществами надо пользоваться. Один из способов их реализовать – это манускриптный метод.

Так что же это за метод? В чём он заключается? Боб Грэманн рассказывает как он придумал данный метод: как-то он читал Библию и для более наглядного представления, решил подчеркивать мысли разноцветными ручками и указывать стрелочками связанные мысли. Но он столкнулся с проблемой – одна часть текста была на одной стороне листа, а другая, естественно, на другой, и стрелочку никак нельзя было нарисовать, и связи нельзя было показать, да и взглядом весь текст единовременно не охватить. А ему сильно хотелось увидеть всю картину в целом. Тогда он взял вторую точно такую же Библию и вырезал нужные странички. После чего разложил их всех на полу и начал рисовать связи и прочее. И тут его взору предстала целостная картина того текста, которое он разбирал. Он увидел разноцветные скопления (а разные цвета соответственно обозначали разные мысли или смысловые линии), он увидел начало и конец мысли, связи и прочее. Ясно представив картину послания, он был так шокирован, что передал своим студентам просьбу на следующую лекцию принести по две одинаковых Библии и бритвенное лезвие. Правда богобоязненные родители студентов возмутились, и лектору-богослову пришлось отступить. А дальше что было? Он не отступил от своей идеи и стал распечатывать текст на листах с большими полями, через двойной интервал, без деления на стихи и главы. И уже с этими листами работали студенты. Боб Грэманн уезжал со студентами на природу и проводил не один день, на природе работая только с манускриптами, с утра до вечера. Студенты были невероятно увлечены – однажды они целых пять дней разбирали Евангелие от Марка.

Читайте также:  Библия. Подборка приложений и сервисов для компьютера и телефона

И вот летом я тоже решил попробовать распечатать текст первых трёх глав Евангелия от Марка в манускриптном формате и попробовать разобрать их на библейском кружке. Первое что я заметил – текст намного легче читается в таком формате. Как будто читая обычную, изданную РБО Библию, глаза «спотыкаются» о деления на главы и стихи. Намного легче оказалось и понять главную мысль. Деление на смысловые отрывки выстраивается само собой. В общем, в один летний вечер мы собрались с молодёжью и начали разбор. То, что получилось, превзошло все ожидания! Сто процентное участие. Сто процентное! То есть все кто присутствовал. Скажу сразу, что сколько раз мы не пробовали такой разбор – всегда участвовали все. Раз участвуют все, то и процент усваивания мысли, увлеченности текстом гораздо выше чем при классических формах проведения разбора.

Итак, как подготовить разбор в таком формате? Очень просто.

    1. Найдите подходящий отрывок. Он должен быть либо целой книгой (возможно, небольшим посланием), либо законченным смысловым отрывком в две-три главы. Для начала не стоит брать ветхозаветные, повествовательные истории. Лучше начните с Нового Завета.
    2. Разберите его самостоятельно или же с кем-то из родных или друзей. Поработайте с текстом.
    3. Разделите на смысловые отрывки.
    4. Найдите главную мысль.
    5. Выделите смысловые линии, ключевые слова или фразы.
    6. Обратите внимание на повторяющиеся слова.
    7. Укажите взаимосвязи. Если мысль была где-то начата, то найдите, где автор её логически заканчивает.
    8. Найдите «изюминки», особенности текста
    9. Ответьте для себя на ряд вопросов: зачем автор писал именно так? Что он имел ввиду? Что Бог хотел сказать людям того времени? Какие приёмы использовал автор в данном отрывке? И так далее…
    10. Придумайте вопросы к тексту для молодёжи. Причём, помните, что совсем необязательно, чтобы вы на все вопросы знали ответ.
    11. Распечатайте с запасом листы с текстом
    12. Разбирайте с молодёжью текст в манускриптном формате с удовольствием!
Читайте также:  Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен...

Конечно, это примерный план, и вы всё можете изменить. Таким планом пользуюсь я. А как построить сам разбор? Примерно так:

    1. Расскажите об отрывке или книге, которую вы будете разбирать. Сделайте небольшое вступление к теме.
    2. Самостоятельная работа минут на тридцать (в зависимости от длинны отрывка). Перед этим уместно (на первых порах) поставить цели данной работы, дать направление мысли. Предложите тот план, по которому вы сами работали (Разделить на смысловые отрывки и так далее, см. пункт 2 предыдущего списка).
    3. Потом краткое обсуждение. Пусть кто-нибудь скажет, как он понял о чём отрывок, на какие мысли обратил внимание.
    4. Теперь совместно разбейте текст на смысловые отрывки. Ведь этим занимался каждый, надо просто обобщить. Прийти к общему знаменателю.
    5. Пусть молодёжь попробует выделить главную мысль (На первых порах скорее всего это будет делать ведущий).
    6. Задайте вопросы, приготовленные дома.
    7. Свободное обсуждение.
    8. Когда вы поняли истинный смысл текста, примените его к своей жизни. То есть поставьте перед молодёжью вопрос: «что этот текст говорит лично каждому?»
    9. Обобщите всё сказанное.

Не знаю как у кого, но у нас на таких разборах время пролетало незаметно. Когда первый раз засиделись на минут десять больше, ну и мне пришлось молодёжь останавливать, все удивились, что уже столько время прошло.

Что бы легче начать, приведу два небольших примера.

Пример 1

Марка 1-2 глава.

План работы: Разделите на смысловые отрывки. Выделите главную мысль в тексте. Подчеркните те слова, которые показывают человечность Иисуса. Обведите красным цветом слова указывающие скорость действий (тотчас, тут же и пр.). Обведите зелёным цветом истории с исцелениями. Обратите внимание на эти истории, чем они отличаются. Какой момент в этих двух главах решающий, переломный, после которого истории меняют суть?

Скажу сразу, что после проделанной работы, молодёжь увидит, что сначала Христос много исцеляет «просто так» (не комментируя, а как бы мимоходом), но после события с расслабленным Иисус начинает совершать поступки показывающие, что исцеления – не главная Его задача. История с расслабленным – переломный момент в данном тексте. Что легче сказать? Для людей легче было сказать «Прощаются тебе грехи», потому что это никто не проверит. То есть Иисус показал тем самым, что для него важнее внутреннее состояние человека, а не внешнее. Поэтому Он сперва исцелил человека духовно, а потом, чтобы никто не сомневался во внутренней перемене, исцелил внешне.

Читайте также:  Обновлено: Telegram и WhatsApp: полезные группы и каналы

Выводы упрощенно: в первую очередь надо заботиться о внутреннем, а внешнее – есть отражение внутреннего

Кстати, попутно отмечу, что слово «тотчас» – можно сказать ключевое в данном тексте. Марк хотел показать стремительность жизни Иисуса. Иисус прожил быструю, стремительную жизнь, главной целью которой было не исцелять и врачевать, а пострадать и умереть за нас. А чудеса нужны были лишь для подтверждения мессианства Иисуса.

Пример 2

2 Петра

Одно из трудных посланий. Когда я начал читать первый комментарий к нему, то первая прочитанная фраза была примерно такой: «это самая бесполезная книга в Новом Завете».
Однако в данном послании, как отметил Алексей Прокопенко в одноименной книге, есть «витамины для духовного роста и вакцина от лжеучений». Ключевым предложением является «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа». Разбору этого предложения мы посвятили половину всего времени. Оно ключ к пониманию всего послания. Можно применить интересный приём: Напечатать это предложение большими (48 или даже 72 кеглем) буквами на листе. Взять ножницы и вырезать по порядку деепричастные обороты, а потом раскладывать полученные листочки в нужном порядке, стараясь понять смысл предложения. И ещё – чтобы лучше понять это предложение, неплохо посмотреть другой перевод. Скажем, современный перевод РБО.

P.S.: В общем, надеюсь что у вас получится применение данного метода. Пробуйте и получится! Пробуйте, и Бог благословит ваше желание исследовать Библию. Ведь поверхностное чтение Библии порождает поверхностных христиан.