Духовность быстрого приготовления

Автор публикации: | 07.09.2016

67579_600Мне кажется, сегодня время такое, что люди совсем разучились ждать. Вся жизнь у нас — быстрого приготовления, как китайская лапша. Залили кипятком и готово. Сам неоднократно в супермаркете ловил себя на мысли: стоят три человека в очереди и уже внутреннее недовольство: «почему еще одного кассира не посадят? Почему я должен ждать?» Откуда это? В детстве, помню, стоял в очереди за хлебом. И нормально. Человек 10 в очереди — это было нормой. Как сейчас помню, стоим с отцом, и он обязательно со всеми перезнакомиться, или кого-нибудь приятеля встретит — общается. А сегодня мы уже разучились ждать.

Все у нас сегодня быстрого приготовления — еда… Целые ряды морозильников с полуфабрикатами в супермаркетах. Но еда — меньшая проблема. Вот, например, дружба и общение, во что они превращаются сегодня? Один клик во одноклассниках, и у тебя новый «френд» — никогда еще в истории человечества дружба не устанавливалась настолько быстро. А информация?… кто сегодня засиживается в библиотеках, кроме самых-самых книжных гиков? «Окей гугл, реферат по истории скачать». Или: «скажи мне Яндекс, год, в котором произошла Курская битва». И все. Все ответы как на ладони. Поймите правильно, я не ностальгирую по очередям и прочему. Во всем есть свои плюсы и минусы, и тенденции времени мы не изменим, но на лицо факт — человечество сегодня разучилось ждать… даже самую малость.

Не так давно, прочитывая послание к Еверям, вновь обратился к 11 главе. И как будто первый раз прочел многократно читанное, и наизусть известное определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1). И вот мысль посетила, что ожидание есть неотъемлемая часть веры. Ожидание тесно связанно с многими христианскими добродетелями: воздержание, терпение, снисхождение, кротость. Во всех них есть элемент ожидания. Но более того, вера есть ожидание. Так говорит Писание. Слышал как-то теорию, что не мы ожидаем, а Бог от нас ожидает, а мы осуществляем. Однако, элементарный грамматический анализ фразы даже в синодальном переводе выявит несостоятельность такой теории. НЕТ. Бог обещает, а мы ожидаем, а Он в свое время делает то, что обещал. Это формула веры.

Читайте также:  Я тоже человек...

Если проанализировать контекст данного стиха, мы увидим, что вера не есть блюдо быстрого приготовления, вера выражается в ожидании. А ожидание свидетельствует о вере. В данном стихе, есть частица «же» («Вера же…»), которая указывает на связь с предыдущей главой. Эта частица присоединяет новое предложение к предыдущему. В данном случае нас может сбить с толку нумерация глав. Присоединенное предложение находится в одиннадцатой главе, а начало в десятой. О чем же там идет речь? Павел говорит о том, что евреи-христиане выдержали великие гонения: «Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (Евр 10:32); эти гонения сопровождали насмешки, и даже расхищение их имущества. Павел хвалит их за то, что они были способны пройти все это. И далее указывает на то, что мы не из колеблющихся, но «стоим в вере» (Евр 10:39), а дальше поясняет: «Вера же есть…» То есть, Павел берет начало от обстоятельств и нужды читателей. И далее показывает на протяжении всей 11 главы, что всегда верующих мужей Божиих сопровождало ожидание. Но это ожидание базировалось не на их характере или убеждениях, но на их вере в Слово Божие. И Бог всегда оставался верен Своему слову. Павел приводит целое «облако свидетелей» (Евр 12:1) тех, кто были свидетелями верности Божьей.

Из всех свидетелей хотел обратить внимание лишь на одного — Авраама. Когда Авраам услышал голос Божий и вышел из Харрана в землю обетованную ему было 75 лет (Быт 12:4). При обращении ему было дано обетование: «Я произведу от тебя великий народ» (Быт 12:2). Жизнь его, конечно, уже перевалила за середину, и все же оставалась надежда. Авраам ждал десять лет (Быт 17:16). Десять лет ожидания, и потом Бог является снова и говорит: «…тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником» (Быт 15:4). Представьте себе ситуацию, когда вам кто-то что-то пообещал. Проходит десять лет и вы снова встречаетесь и он говорит: «помнишь я тебе обещал, так вот, я все сделаю честно-честно». Останется ли у вас на тот момент хоть сколько то веры этому человеку? Авраам верил. На дальше все еще интересней! Проходит еще 15 лет и Бог снова является Аврааму и говорит: «весьма, весьма размножу тебя» (Быт 17:2). Не звучит ли это как издевательство? Вроде как двадцать пять лет прошло уже. Кто-то успел за это время родиться, возмужать и уже погибнуть, а я всю жду… Остроты добавляет тот факт, что имя «Аврам» означает «отец»; а «Авраам» — отец многих. Как жилось Авраму среди язычников, которые приносили жертвы идолам и у них «все получалось» — рождались дети, устоялся дом… Представьте, как это звучало для Аврама.

Читайте также:  Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен...

67803_600Но, как подметил Д.Трипп: «Авраам размышлял о могуществе и характере Того, кто дал это обетование. Чем больше он позволял своему сердцу согреваться теплом Божьей славы, тем больше убеждался, что он находится в надежных руках… Потому что он думал о том, о чем следовало думать».

Ожидание чрезвычайно важно в нашей жизни. Иногда кажется — ну зачем оно нам? Зачем эта тоска и мука, поему бы не дать все и сразу? Для себя я вывел самую важную причину ожидания — через это мы на практике узнаем Бога. Ведь давно известен факт, что можно хорошо знать ПДД и не ездить по ним. Можно прекрасно знать правила приличия, но не соблюдать их. Мы многое знаем о Боге и Его обетованиях, но вот практически в жизни, ходим ли мы Его путями? Или наша жизнь быстрого приготовления неспособна терпеливо ждать ответа от Бога? Так часто мы похожи на тех, кто ищет дорогу по Google-картам — вроде бы все понятно нарисовано, но одно дело знать карту, а другое ходить каждый день этой дорогой. Так вот, через ожидание мы на практике жизни узнаем Бога и Его верность. Мы на практике ходим Его путями, а не только изучаем гипотетические маршруты. Поэтому элемент ожидания будет всегда сопровождать рост нашей веры.

Да поможет нам Бог научиться ждать, отвергнув «экспресс-методы» духовного роста. Духовное возрастание — это то блюдо, с которым надо повозиться. Моисей ждал 40 лет, потом еще 40 и когда жизнь подошла к закату Бог начал пользоваться им. Ждал и Исаак и Иаков. Ждали пророки и Апостолы, цари и простолюдины. Все, кто верил Слову Божию — ждали. И в терпении пройдённый путь всегда вознаграждался Богом.