Почему библейское образование так важно?

Автор публикации: | 14.09.2017

В последнее время все чаще сталкиваюсь с людьми, которые утверждают, что Библейское образование христианину не нужно. Что не нужно изучать богословие, что время потраченное на богословие — время потраченное в пустую, что это все жвачка со вкусом Библии, а не сама Библия, что то, что нам нужно Бог откроет и так. Спорить с такими утверждениями достаточно сложно, потому что в глазах таких людей ты становишься схоластиком и противником действия Духа Святого. Ну в самом деле, ты считаешь, что умнее Бога? Ты считаешь, что Бог не может открыть человеку Слово? Ты хочешь все понять умом? И так далее. Однако, я считаю, что трудно найти что-то более важное в нашей жизни, чем богословие. И проповедники, да и просто христиане пренебрегающие этим, ставят себя в опасное положение, ставят себя под удар.

Что такое богословие? Богословие, это система знаний о Боге. То есть, то, что нам открыто в Писании мы стараемся как-то систематизировать и привести к единому, целостному взгляду. Это похоже на составление плана дома. Мы ходим с рулеткой и замеряем различные расстояния, в итоге у нас складывается общее представление о доме, некий план. Помню, когда мы переезжали, мы рисовали план квартиры, вырезали из бумаги наши шкафы, столы и кровати в масштабе и пробовали расставить их на плане так, чтобы было максимально удобно. Нечто похожее происходит в богословии. Зачем это нужно? Затем, что Библия не учебник по систематическому богословию. Да и не могла она быть систематизированной книгой, с указателями и алфавитным перечнем с пронумерованными схемами и таблицами, с четким делением на главы и параграфы. Бог писал Свое Слово не карандашом или чернилами, а народом на полотне истории человечества.

Поэтому в Писании мы имеем множество срезов Истины, множество её проекций на разные плоскости нашей жизни. Когда же мы занимаемся богословием, мы пытаемся по этим проекциям восстановить общий вид истины.

Почему важнее богословия нет ничего? Да потому что богословие — это и есть знания о Боге. А именно они открывают нам Бога и формируют нашу жизнь. Богословие помогает избежать ошибок в толковании и крайностей в суждении. Пол Бенвер в своей замечательной книге «Как понимать пророчества о конце времен» рассуждая о ковенантном богословии и диспенсационализме, говорит следующее: «Слишком часто христиане не особо интересуются разными Богословскими системами, думая, что не такая большая разница, какую из них выбрать. Однако, каждая богословская система куда-то направляется и имеет свое эсхатологическое место назначения» (1). И действительно, та богословская система которую мы выбираем обязательно нас куда-то направляет. Если вам кажется, что ваше богословие, или выбор богословской системы никак не влияет на вашу практическую христианскую жизнь, то вы глубоко заблуждаетесь.

Многие выводы, суждения, практические поступки выражают наше отношения к тому что написано. И наше отношение является следствием той богословской системы которую мы для себя избрали или разработали в практике своего Богопознания. Приведу простой пример, два года назад меня избили на работе. Об этом узнали многие мои друзья и родственники из церкви. Что удивительно, ко мне подходили многие (в том числе и проповедники) и спрашивали: «ну ты хоть ему сдачи дал?» Даже предлагали съездить разобраться с обидчиком. Эти обескуражившие меня вопросы и предложения — результат Богословской системы, которую для себя избрали эти братья. Превратный взгляд на списывание, о котором не так давно я писал, также результат искаженного богословия молодежи. Любой читающий Библию так или иначе пытается обобщить свой опыт Богопознания в какую-то систему. Разница между ним и теми, кто всерьез занимается Богословием лишь в том, что последние используют весь опыт накопленный церковью для выработки своей системы взглядов, а не только свой ограниченный опыт.

Читайте также:  Взаимодействие со смартфоном: 7 приемов, чтобы уберечь своё время и внимание, или жизнь с черно-белым экраном

Если у нас нет сформированной богословской системы, то альтернатива ей — винегрет из понятий и принципов, порой, противоречащих друг другу. К сожалению, в русском баптизме с Богословием совсем беда. Долгое время, в нашей стране культивировалось богословское невежество. Да и у нас в братстве особым признаком духовности считалось выйти за кафедру на каком-нибудь молодежном общении или празднике и сказать: «Братья-сестры, я не готовился, но скажу то, что Бог положил на сердце». Вот так ненавязчиво придать своей неподготовленной проповеди статус профитии. Невежество возведено в культ и по сей день. Пока еще можно встретить людей, которые называют братьев, занимающихся богословием «головастиками», тех, кто противопоставляют практическое христианство Богословию. Конечно же это пережитки прошлого и полнейшая чушь. Настоящее богословие оно всегда непосредственно связанно с практикой жизни, также как и практика жизни тесно связанно с богословием человека, церкви и братства

Корни культа невежества в русском баптизме, лежат скорее всего, в истории движения пробуждения. Как отмечает С.Н. Савинский: «Особенность российского протестантства состоит в том, что протестантские идеи на Руси исходили от лиц, не имеющих академических Богословских познаний: в большинстве своём это были самые заурядные прихожане официальной церкви, реже, служители поместных приходов, либо иеромонахи» (2). И если в Европе пробуждение (реформация) вышло из стен университетов и направилось к людям, то на Руси пробуждение началось самобытно, и явилось результатом Богоискания в среде простонародья.

В результате этого, к Богословию появилось пренебрежение, а практическое христианство, проверенное гонениями и подтвержденное страданиями, возвысилось над любым проявлением учения. С личным опытом, опять же, совсем беда. Нам почему-то кажется, что личный опыт имеет преимущественный вес. Не умаляя опыта Богопознания, скажу, что все же Слово Божие приоритетней любого личного опыта. Я уже писал об этом тут и тут, но хочу еще раз отметить это и привести цитату Клайва Льюиса из книги «Просто Христианство»:

В какой-то мере я понимаю, почему некоторым людям хотелось бы обойти теологию стороной. Я помню, во время одной моей беседы пожилой офицер, побывавший, видно, во многих переделках, поднялся и сказал: «Мне вся эта болтовня ни к чему. Но, доложу вам, я тоже человек религиозный. Я знаю, что Бог есть. Как-то ночью, когда я был один в пустыне, я чувствовал Его присутствие. Это величайшая тайна. Именно поэтому я не верю всем вашим аккуратным маленьким формулам и догмам о Нем. Да и каждому, кто пережил реальную встречу с ним, они покажутся жалкими, сухими и ненастоящими».

Читайте также:  А земля-то плоская/круглая!

В каком-то смысле я согласен с этим человеком. Думаю, что, вполне вероятно, он и в самом деле пережил встречу с Богом в той пустыне. И когда от личного опыта он обратился к христианской доктрине, то, видимо, воспринял это как переход от чего-то реального к менее значительному и настоящему. Наверное, что-то подобное испытывал бы человек, который видел Атлантический океан с берега, а теперь рассматривает его на карте. Сравнимы ли настоящие океанские волны с куском раскрашенной бумаги? Однако дело вот в чем. Карта — действительно кусок раскрашенной бумаги, но вы должны понять две вещи. Во-первых, она составлена на основании открытий, сделанных сотнями и тысячами людей, плававших по настоящему Атлантическому океану, то есть как бы впитала в себя богатый опыт, не менее реальный, чем тот, который пережил человек, стоявший на берегу океана. За одним исключением, однако. Человек этот видел океан лишь в каком-то одном, доступном ему ракурсе. Карта же сконцентрировала в себе все различные опыты вместе взятые. Во-вторых, если вы хотите куда-то отправиться, карта будет вам совершенно необходима. Пока вы довольствуетесь прогулками по берегу, впитывать в себя зрелище океана гораздо приятнее, чем рассматривать карту. Но пожелай вы отправиться в Америку, она будет вам несравненно полезнее, чем опыт ваших прогулок.

К чему приводит пренебрежение Богословием? В последнее время часто замечаю результаты этого пренебрежения. Сестра молится на собрании каждое воскресенье словами: «Прости мне все мои согрешения от моего рождения и до сего дня». Еще пример: не так давно подвозим с братом одну очень хорошую сестру, молитвенницу, постоянную посетительницу всех собраний, активно участвующую в жизни церкви. В процессе разговора она заявляет, что есть параллельные миры и где-то есть она такая же с подобной судьбой.

В последнее время церкви нашего братства (и не только) захлестнула волна мессианского иудаизма. Мессианский иудаизм может быть очень разный. Немало хорошего и доброго можно подчерпнуть в трудах мессианских евреев. Однако среди них немало встречается тех, кто утверждает, что только мессианские иудеи имеют ключ к пониманию Библии, только они знают как правильно верить. И наши братья и сестры, не имеющие ясного Богословия, выстроенного на Писании, не могут сопротивляться силе их убеждения. Когда еврей в Израиле рассказывает как «правильно» понимать Писание, ему верят! Верят безоговорочно и безусловно, даже не пытаясь провести все это беспристрастно через фильтр богословия. Не так давно в нашей группе в вайбере выделилась часть братьев, которые утверждают, что мы должны исполнять Закон Моисеев, что неплохо бы обрезываться и исполнять субботу, и что нельзя есть свинину. Из той же группы братьев некоторые утверждают, что знают когда придет Христос. Мне кажется тут бы надо бы всем нам хвататься за сердце, да бежать пить валерьянку. Но никто не бежит. Друзья, все эти примеры взяты не из учебников по апологетике, а это реальные братья и сестры из церквей нашего братства!

Читайте также:  Как авиакомпания «Победа» показывает немощь нашей плоти

Все это результат продолжительного пренебрежения Библейским образованием! Результат невежества, возведенного в культ. Поэтому важно изучать богословие, и не только богословие но и герменевтику, историю Церкви, апологетику и многое-многое другое. Богословие — это и то, что определяет нашу самоидентификацию, то, что регламентирует наши поступки и суждения. Богословие — это слово о Боге для нашей жизни.

К сожалению за 150 лет истории русского баптизма у нас не сформировалось ни одного видного богослова. Все книги по богословию, и другим областям Библейского знания, переводные. Справочники, комментарии — сплошь переводы западных авторов. Да, это действительно хорошие книги, но почему нет русских авторов?

То же самое могу сказать и о нашем братстве. За более чем 50 летнюю историю мы имеем прекрасных проповедников и благовестников, немало признанных музыкантов, но нет ни одной книги по систематическому богословию. Нет ни одного полноценного комментария. Практически нет литературы по герменевтике и экзегетике. Богословие нашего братства — доморощенное, находящееся на текущий момент в кризисе самоидентификации (это особенно ярко проявляется в спорах арминианства и кальвинизма, когда мы сами не знаем кто мы есть и часто нас бросает нас из крайности в крайность). Сейчас мы пытаемся решить эти проблемы с помощью Библейской школы и курсов, но простая математика подсказывает нам, что пройдет еще немало времени, когда мы ясно сформулируем свое Богословие и сами разберемся с тем, куда мы идем и зачем.

Литература:

    1. Бенвер Пол, «Как понимать пророчества о конце времен», Библия для всех, СПб, 2013
    2. Каретникова М.С., «400 лет баптизма. История в картинах», Библия для всех, СПб, 2010
    3. Льюис К.С., «Просто Христианство», М.: Гендальф, 1994