Отвечает ли Бог на наши глупые просьбы?

Автор публикации: | 24.08.2017

В группе «Рассуждения» в Viber опубликовали цитату Анатоля Франса «Бог часто исполняет наши желания, чтобы нас покарать». Ответ не замедлил себя ждать «Бред». Такая вот оценка высказыванию нобелевского лауреата по литературе. Есть ли зерно в этом высказывании? Давайте поразмыслим:

Дело в том, что мы очень часто воспринимаем молитву как способ повлиять на Бога. Молитва же в христианском мировоззрении – в первую очередь смирение. Через молитву мы отдаем Богу формальное право распоряжаться нашей жизнью. Языческая молитва – это всегда просьба «дай мне, что хочу я». Христианская молитва, это всегда «дай мне, что хочешь Ты». Если просим по воле Его, Он слушает нас. Бог не будет исполнять то, что противоречит Его замыслам, Его воле. Иногда я задаю вопрос, вводящий многих в ступор: «Чем ограничено всемогущество Божие»? Кажется, ничем. Однако, Писание открывает нам, что Бог творит «Что хочет». Это означает, что Божье всемогущество ограничено Его сущностью, Его характером и Его святой волей. Например, Бог не может согрешить. Думаю, с этим никто спорить не будет.

Иногда, некоторые особо религиозные верующие не соглашаются с христианским взглядом на молитву как на смирение перед Богом, и приводят следующие места Писания:

    • «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» Мф 7:7
    • «Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» Мк 11:24
    • «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» Лк 11:9-10
    • «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» Ин 14:13-14

Эти цитаты, вырванные из контекста, создают обманчивое впечатление, что достаточно попросить и тебе будет все, что захочешь. Но в практике жизни, мы знаем, что не все «просящие получают». Более того, мы видим это и из Писания. Примеры – Апостол Павел, просивший удалить жало во плоти, многие «замученные, не получившие освобождения» (Евр 11 гл.), и так далее. Так как же быть? Может им недостает веры? Как тут не вспомнить «Сокровенный дневник Адриана Пласса»:

Читайте также:  Монах, который продал свой «феррари», Робин Шарма, краткая рецензия на книгу

«Понедельник, 6 января …На этот раз купил по-настоящему классную книжку. Называется «Связывая и развязывая земное и небесное или Как пробить небеса залпами нашей веры» … Оказывается, любой христианин, если он действительно ходит с Богом и слышит Его голос, должен уметь передвигать своей верой целые горы. Сразу же ощутил новый прилив сил и вдохновения.
Подождал, пока все уйдут, и решил попробовать на канцелярской скрепке. Положил её на стол и не мигая уставился на неё, мысленно приказывая ей сдвинуться. Безрезультатно. Громким голосом приказал ей немедленно переместиться. Тут как раз пришёл Джеральд.
— Ты чего кричишь, пап? — поинтересовался он. Ну, не мог же я сказать ему, что разговариваю с канцелярской скрепкой! Сказал, что тренирую голосовые связки.
— Зачем? — спросил он.
— Не знаю, — ответил я, чувствуя себя сущим идиотом.

Вторник, 7 января

Сегодня вечером ещё раз попробовал верой сдвинуть скрепку. Взял над ней власть, как сказано в книжке. Ничего не вышло. Сказал Богу, что откажусь от чего угодно, если Он сдвинет её хотя бы на сантиметр.
Бесполезно.
Ну, и что мне теперь остаётся думать? Что я за христианин, если веры размером с горчичное зерно достаточно для того, чтобы сдвинуть с места целую гору, а я даже скрепку не могу передвинуть?

Суббота, 11 января
Сегодня встал пораньше, чтобы ещё один, последний раз попробовать сдвинуть эту несчастную скрепку. Закончилось всё тем, что я начал неистово и злобно на неё шипеть, чтобы никого не разбудить. Когда я, наконец, понял, что ничего не выйдет, и открыл дверь, чтобы пойти на кухню, то нос к носу столкнулся с Энн и Джеральдом. Они стояли под дверью прямо в пижамах, и лица у них были довольно озабоченные.
— Адриан, дорогой, — сказала Энн, — почему ты разговаривал со скрепкой и угрожал, что всыплешь ей по первое число, если она не смирится и не подчинится твоей духовной власти?
Призвал на помощь все жалкие остатки своего достоинства и ответил, что проводил небольшой эксперимент, связанный с верой, и несколько погорячился из-за того, что не смог добиться нужного результата.
— Но Адриан, милый, быть христианином — вовсе не значит быть членом лиги фокусников! — сказала Энн. — С чего ты взял, что Бог просит тебя верой передвигать скрепки? Джеральд протёр глаза и сказал:
— Пап, ты просто замечательный. Кстати, знаешь, какая разница между тобой и электрической лампочкой? Так вот: тебя нельзя заменить. Ни за что!…» (отсюда)

Читайте также:  Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен...

Почему Адриан не мог сдвинуть скрепку? Ответ содержится в тексте дневника «С чего ты взял, что Бог просит тебя верой передвигать скрепки»? Дело в том, что Бог готов исполнить наши прошения, если они согласуются с Его волей. Писание ясно этому учит. Когда мы встречаем в тексте Писания, указанные выше цитаты, которые говорят, якобы о том, что Бог исполнит любое наше прошение, только имей веру и проси во имя Иисуса, то важно понимать, в каком контексте употреблены эти фразы, к чему приложена вера. Просите с верою, но с верой во что? Вера в Божье слово! Но никак не в собственные фантазии.

Рассмотрим подряд эти фразы. В 7 главе евангелия от Матфея речь идет о взаимоотношениях между братьями и сестрами. Отрывок о том, что Отец наш благ, и если будем просить, то обязательно получим, заключен в смысловые скобки. Между отрывком о том, что мы не должны судить, с одной стороны и отрывком с «золотым правилом» с другой стороны. В данном контексте, Христос говорил о том, что если не получается выстраивать отношения правильно, то вы можете быть уверены в том, что это угодно Богу – и поэтому смело просите и будьте уверены, что Бог ответит на вашу просьбу. В Евангелии от Марка вообще речь идет как раз о том, что если вы будете просить того, что угодно Богу, то достаточно самой маленькой веры для того, чтобы Бог отвечал и действовал. В Евангелии от Луки речь идет о Духе Святом. Мы можем быть уверены, что Бог даст Духа Святого, просящим у Него. Сугубо это. Если мы посмотрим на контекст 14 главы Евангелия от Иоанна, то опять же увидим, что речь между Апостолами и Христом идет о делах, угодных Богу. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.» Ин 14:12

Читайте также:  Бегущий за ветром, Халед Хоссейни. Впечатления от книги

Итак, каждое высказывание о том, что чего бы мы не попросили будет нам, всегда употребляется в определенном контексте и относится к сугубо ограниченному кругу. Да оно и очевидно, что если я буду просить на зло или на грех, то Бог не может этого сделать, не потому что он неспособен (в смысле возможностей), а потому, что он неспособен в смысле, что это противоречит Его воле/сущности.

Итак, плавно переходим к теме, обозначенной вначале. Может ли быть так, что мы просим чего-либо, а Бог, хоть этого и не хочет, но делает с целью нас наказать? Нет, не может. Все что Бог делает, на это есть Его воля. Себя Он отречься не может. Бог может воспитывать, показывать, как важно доверять Богу, показывать, что Он лучше знает.

Но здесь есть один тонкий момент. Дело в том, что Писание открывает нам, что Бог добровольно ограничил Себя, дав нам свободу воли. Наша свобода воли, предполагает, что мы можем самостоятельно принимать решения. Возможно, именно в этом мы подобны Богу (Быт 1:27). Значит ли это, что Бог неспособен повлиять на нас? Подчинить Себе нашу волю? Нет. Саул пророчествовал, Навуходоносор ел траву. Но Он не хочет этого делать. Он оставляет право за человеком решать. Когда мы чего-то очень хотим и молимся об этом, убеждая Бога посодействовать нам. А потом, несмотря на то, что Бог нас останавливал и убеждал не идти этим путем, мы натыкаемся на проблемы. Вот тут мы можем сказать, что Бог дал мне, чего я просил и меня этим наказал. Нет! Мы сами себя наказали! Мы выбрали путь и не отдали все в руки Божии, а решили сами! И вот результат!

Надо учитывать, что Анатолий Франс был заражен эпикурейством и имел искажённые взгляды на христианство. Писание открывает нам Бога, мудрого и любящего. Поэтому я могу утверждать, что у Бога есть миллион способов нас наказать, вместо того, что бы отвечать на наши молитвы.

О том, какой наш Бог и каким открывает Его Библия напишу в другой раз.

P.S.: Очень интересный анализ вопросов веры можно прочитать у Бегичева