Несколько слов о церковных традициях

Автор публикации: | 07.07.2016

Не так давно на церковном разборе проходили мы 15 главу Матфея. Не вдаваясь во все подробности, хотел поделиться нашими размышлениями о традициях.

В начале этой главы Христа упрекают за то, что Его ученики едят не умыв рук. Обычай омовения рук описывает в своем комментарии Баркли: «Сперва воду наливали на обе руки, подняв вверх пальцы; вода должна была стекать по руке до запястья, после чего вода должна была стекать с запястья, потому что теперь уже сама вода была нечистой, потому что соприкоснулась с нечистыми руками и, если бы она стала опять стекать по пальцам, пальцы снова стали бы нечистыми. Процедура повторялась, причем теперь руки держали в обратном направлении, устремив пальцы вниз, и потом каждую руку очищали потиранием сжатым кулаком другой руки. Настоящий ортодоксальный иудей делал все это не только перед едой, но и между всеми блюдами».

Стоит отметить, что несчастные книжники и фарисеи пришли аж из Иерусалима для того, чтобы пресечь «безобразие»! По всей видимости до них дошел слух о чуде насыщения пяти тысяч человек, и то, что ученики раздавали хлеб неумытыми руками (см. 14 гл). Что удивительно, они не поняли какое удивительное чудо произошло. Они не увидели Миссию в Иисусе! Для них было важно одно — нарушено предание, нарушена традиция! И все кругом об этом говорят! Неровен час и ортодоксальные евреи перестанут омывать руки перед едой!

На их упреки Иисус отвечает: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф 15:3). И Он приводит им пример из их собственной практики, как они обычаем корвана перечеркивают Божью заповедь о почтении к родителям.

Обычай корван, позволял не заботиться о родителях, в том случае если ты пожертвовал все средства Богу и остался без денег. Очевидно, что заповедь «почитай отца и мать» включала не только почтенное отношение к своим родителям, но и обязательное материальное содержание. Сегодня это происходит опосредованно, через пенсионный фонд. В то же время, не было социальных служб, поэтому о родителях должны, обязаны были заботиться дети. Это было постановление Божье, однако, фарисеи, из своего испорченного сердца родили обычай корвана.

Складывается впечатление, что традиция — это плохо. Так ли это? Давайте посмотрим.

Слово «традиция» происходит от латинского слова traditio, означающего предание, обычай. В нашей жизни мы связанны множеством условностей и традиций. Есть традиции национальные, уходящие в глубь времен. Есть традиции семейные, школьные, дружеские. Например, семейная традиция каждое лето ездить в Горный Алтай, традиция вместе с друзьями каждую субботу ехать на рыбалку, традиция подружек каждый вечер созваниваться и так далее. Сама по себе традиция — сильная вещь, которая помогает нам избежать хаоса в наших отношениях и быту.

Как говорит Википедия традиция — это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Особенно хотел обратить внимание на последнее. Один из регуляторов общественных отношений. Наравне с правом, моралью и общественными (а также религиозными) нормами.

Однако, нередко традиция, переходя из поколения в поколение теряет свое первоначальное назначение, и перестает быть целесообразной. Более того, может стать даже вредной!

В христианской вере также мы связанны множеством традиций. Наверное, я вас не обману, если скажу, что чем более далека религия от веры Божьей, тем большее в ней значение имеет традиция. Тем богаче, яре и разнообразней традиции в этой религии, и тем более беспощадно их защищают поборники такой религии. Помните Рогожина из «Идиота»? Меняется нательным крестом с Мышкиным, приводит его к своей матушке… И вроде соблюдает традицию высшей степени побратания, и в тот же день пытается его убить. Вот так, с нательным крестом, символом самоотречения, пытается вершить зло.

Чем опасны традиции: может произойти подмена истины традицией, так как это произошло и у фарисеев, которые заменили традицией истину. Также, традиция может помешать увидеть истинный смысл вещей. Может породить осуждение к тем, кто традицию не соблюдает, даже в том случае, когда его поведение и не противоречит Писанию. Традиция может обмануть нас. Но может и помочь.

Хочу вернуться к той мысли, что традиции в основе своей имеют положительный эффект. Тогда, когда за ними стоит действительно достойная причина. В нашем братстве есть традиция поститься по пятницам. Хорошая традиция? Весьма. А также мы имеем еще множество традиций: проводить разбор по средам, у нас традиционно звучит три проповеди на собрании, мы празднуем праздник Жатвы и Рождества, мы поем молитвенные гимны стоя, а молимся традиционно на коленях или стоя. Пост у нас обычно самый строгий — мы не едим и не пьем. У нас традиционно исповедание принимает служитель, и Вечерю преподает и крестит традиционно служитель. Это все традиции, сложившиеся годами и не имеющие прямых указаний в Писании.

К сожалению, в последнее время, все чаще приходится встречаться с жесткой критикой наших традиций. И некоторые из особо громкоголосых критиканов сравнивают наши традиции с традициями фарисеев. Так ли это? Не так.

Традиции фарисеев исходили из испорченного сердца. Традициями и преданиями, книжники и фарисеи пытались сделать Закон исполнимым, подстроить неудобные заповеди под себя и успокоиться на этом, думая что они святы. На что указывает Христос: «преступаете заповедь Божию ради предания вашего».

Наши же традиции исходят из благословенного опыта предыдущих поколений. Из опыта тех, чьи сердца были исполнены Духа Святого. Если мне кто-то заявляет, что отвергает все традиции, то мне больше не нужно ни о чем спрашивать такого человека. Очевидно, такой человек ставит себя выше всех остальных, выше отцов.

Могут ли традиции быть установлены ошибочно? Да, конечно, мы ведь все люди. Но наличие традиции, как минимум должно вызывать у нас уважение. Традиция не возникает на пустом месте.

Надо постараться понять причину, сущность традиции. Рассказывают смешной случай, когда в одном монастыре кошка мешала молиться монахам. Тогда старый монах приказал ее связывать во время молитвы. Потом старый монах умер. Со временем, умерла и кошка. Тогда, помня традицию, монахи купили новую кошку. Для того, чтобы связывать ей лапы во время молитвы. Бедные монахи посчитали, что стреноженная кошка — важный элемент общения с Богом.

Всегда важно понимать, почему установлена та или иная традиция. И все же, иногда традиция — результат больших жертв. Не нужно торопиться с выводами. И если природа традиции нам не понятна, и сама традиция не противоречит Писанию, давайте в смирении будем её выполнять, а не бунтовать против всего, что нам не до конца понятно. Не согрешим.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о