Коннотации некоторых фраз, популярных в христианской среде

Автор публикации: | 05.06.2017

Есть такое понятие как «коннотация», означающее специфическое значение слова. Есть достаточно устойчивые коннотации, например, у слова «лиса», коннотация — хитрость, обман. И если я говорю, что «человек та ещё лиса», то никому и в голову не придёт, что я говорю о человеке что-то хорошее. С нашим языком в принципе все понятно. Специфические оттенки в значении слова мы усваиваем вместе с языком. Мы все их безусловно понимаем.

С Библейским текстом сложнее. Одна из распространенных фраз «крещение огнем» обладает устойчивой коннотацией, обозначающей тяжелые испытания, сильные искушения.

Но вы никогда не думали, с чем в Писании ассоциируется огонь? Что означала фраза «крещение огнем» для слушавших Иоанна крестителя фарисеев и саддукеев? (Мф. 3 глава)

«Крещение огнём» — страдания или наказание? (картинка отсюда)

Для начала нужно понять, что в устах Иисуса Христа очень часто огонь ассоциировался с вечными муками, страданием за грехи и злую жизнь, с наказанием. Огонь вечный уготован диаволу и ангелам его, грешникам. В огонь бросят ветви не приносящие доброго плода.

Но самое важное — непосредственный контекст фразы «крещение огнем». В евангелии от Матфея мы видим, разговор Иоанн ведет с фарисеями и саддукеями. И что же он говорит им? В 10 и 12 стихах речь идет о разделении, к котором приведет пришествие Христа — те кто будут с Христом, и те кто будет в вечном осуждении и в вечном огне.

Дерево не приводящее доброго плода бросают в огонь (Мф 3:10)! Пшеницу в житницу, в солому сожжет огнем неугасимым (Мф 3:12). Это разделение, это суд, это «просеивание зерна». Однозначно в данном отрывке огонь символизирует суд и вечное наказание. Это означает, что и в 12-ом стихе, речь идет об огне, как о суде. Это логично, ведь это один контекст, одна фраза.

Греческое слово βαπτίσει, переведенное как «крещение», означает «погружать», У нас это слово стойко ассоциируется с определенным обрядом приобщения к церкви, тогда как у слушателей Иоанна оно ассоциировалось в первую очередь именно с окунанием, погружением. Прочитайте 12-й стих заменив слово «крещение» на его значение: «Я погружаю вас в воду в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он погрузит вас в Дух Святой и в огнь;» (Мф 3:11)

Одних он погрузит в Дух Святой, вторых — в огонь.

Итак, крещение огнем, в Библии это символ вечных мук, ада.

Еще интересная коннотация «тернистого пути». Давайте вспомним, что терние результат проклятия. «терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;» (Быт 3:18) Терние — это наказание за грех.

Куст терновника (фото отсюда)

Терние однозначно в Писании имеет негативную коннотацию:

«А нечестивые будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою;» (2 Цар.23:6)

«Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» (Притч.15:19)

«Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов» (Притч.26:9)

Не хочу перепечатывать всю симфонию, проследите сами, и вы убедитесь, что образ терна имеет устойчивую негативную коннотацию. Терн в Писании — это всегда плохо, тернистый путь — это всегда скверный путь, путь нечестивого. Путь, причиняющий боль человеку боль по его же глупости и невежеству.

Кстати, Сам Христос приводит притчу о сеятеле, что в ней символизирует почва с тернием? Терние — это не страдания за веру, а заботы житейские, прихоти и похоти.

Тернистый путь, это образ пути человека отвергающего Бога. В нашей речи приобрёл совершенно новое значение. Скорее всего, знание это связанно с терновым венцом, надетым на страдающего Христа. Но изначальная коннотация прямо противоположна

Еще одно интересное наблюдение. Текст, который любят печатать на юбилейных календарях и плакатах, который используют, по-моему, на всех юбилейных конференциях: «помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, … вот уже сорок лет» (Втор. 8:2). Не буду распространяться, постарайтесь определить коннотацию данной фразы самостоятельно 🙂

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о