Как снять страх?

Автор публикации: | 14.08.2017

Как помочь членам молодежи начать участвовать в разборе?

Казалось бы — зачем тянуть участвовать в разборе тех, кто не хочет этого? Но на это есть несколько причин: во-первых, человек участвующий в разборе в гораздо большей степени вовлечен в исследование и уровень усвоения разбираемой темы гораздо выше. Во-вторых, человек участвующий в разборе учится рассуждать, учиться выражать свои мысли и вообще думать над прочитанным. А этого ой как не хватает современной молодежи. В-третьих, молодежь учиться выступать публично, перебарывать смущение — а это важно, ведь молодежь участвует в благовестии, программе богослужения и так далее. Поэтому, тема безусловно актуальна. Об этом и поговорим. Ко всему ниже сказанном могу добавить лишь то, что очень важно закреплять успех. То есть, после того, как человек высказал свое мнение, нужно несколько раз обратиться к его мысли. Назвать его по имени и повторить его мысль для всех.

Итак, к теме:

Расскажу о том, как можно помочь членам молодёжи, которые панически боятся участвовать в разборе. Ещё один маленький приём.

Дело в том, что в молодёжи есть немало людей, боящихся высказаться. И если в маленькой группе, их все видят, и, возможно, руководитель делает все, для того, что бы им помочь, то в большой молодёжи таким юношам и девушкам легко потеряться. На мой взгляд, руководителю иногда полезно просмотреть список молодёжи и сделать отметки на полях. Рядом с фамилией того, кто регулярно участвует в разборах, ставим плюс, если человек участвует иногда, ставим плюс-минус, а если не можем вспомнить, когда человек участвовал в разборе последний раз, ставим минус. Именно те, рядом с фамилией и именем которых стоит минус – должны быть на особом учете у нас. Привить им способность рассуждать на молодёжных разборах – невероятно значимо, снять робость и страх – жизненно важно. Ну а для будущих проповедников совершенно необходимо научиться побеждать смущение перед публичными выступлениями.

Вообще снять страх – это всегда важно на разборе. Особенно если аудитория большая. Когда спрашивая отдельно человека, видишь что он в смущении, можно сказать: «не бойся» или «ты справишься» или что-то в этом духе. Помогает! Удивительно, но помогает! Иногда одно маленькое слово творит чудеса!

Кстати, очень хорошо заранее подготовить подсказки – небольшие наводящие вопросы или мысли. Тогда человек, который смущается или боится высказаться вслух, может получить такую подсказку, которая поможет ему преодолеть свои переживания.

Обычно люди, которые боятся участвовать, боятся «сесть в лужу», сказать «неправильно», или вызвать насмешливые улыбки у молодёжи. Но это вовсе не означает, что они не хотят высказаться правильно. Более того, поняв однажды как это здорово – внести свою лепту в рассуждения – они будут хотеть делать это снова и снова. То есть важно помочь такому человеку поучаствовать первый раз. А потом немного больше акцентировать внимание на ответах такого человека, ненавязчиво подчеркивать важность его мысли для общего толкования, и все. Через некоторое время такой человек будет с удовольствием высказываться на всех разборах. Как же сделать так, что бы он поучаствовал первый раз? Какой вопрос задать такому боязливому?

Первый способ заключается в следующем. В процессе подготовки к разбору мы формулируем один-два вопроса, интересных вопроса, важных вопроса. Потом улучаем момент, подходим к выбранному члену молодёжи, или зовём в гости, или подсаживаемся к нему перед собранием, и задаем ему этот вопрос один на один. Вместе немного рассудили, подумали, сделали выводы. Ведь когда мы разговариваем «просто так», мало кто стесняется высказаться. Потом проходит несколько дней и на разборе, именно этому человеку задаёшь уже обсужденный с ним вопрос. Естественно он с лёгкостью ответит, ведь он уже высказывал тебе мысли, ведь он уже знает твою реакцию на них, никаких проблем! Ты подчеркиваешь его мысль, закрепляешь её, и человек счастлив. На следующем разборе, он, возможно, уже и не побоится высказаться. Момент успеха – сильнейшая мотивация на будущее.

Второй способ, относится к тем членам молодёжи, которые замкнуты, и слишком уж боятся сказать свое мнение, даже в обычном разговоре. К ним подход немного другой. Всё то же самое, только мы заранее готовим не только один-два вопроса, но и ответы на них. Подходим к человеку и говорим: «представь, сегодня к разбору готовился, такую интересную мысль нашел, вот смотри…» далее рассказываешь о том, что ты заготовил. Человек тебя выслушивает. Кивает, да, мол, здорово… А на разборе, когда ты подходишь к этим вопросам, делаешь паузу, и задаёшь эти вопросы тому же человеку. Он всё знает, ты ведь ему сообщил ответы заранее. Проблем с ответом быть не должно. Закрепляем успех, и человек счастлив. Ведь он, возможно, первый раз в жизни поучаствовал на разборе, высказался вслух при всех, внес свой вклад в общее дело. Далее надо подчеркнуть важность его размышлений, упомянул в процессе разбора несколько раз «вот Петя сказал», «как Петя высказался», «я согласен с Петей». Что ещё нужно для того, чтобы и впредь Пете участвовать? Ничего. Барьер снят.

Конечно, в жизни не все так просто. Есть миллион ситуаций. Можно перестараться с акцентом и закреплением, и наоборот ввести человека в смущение. Возможно, указанные приёмы подойдут не всем. Но одно должно остаться – особое внимание руководителя на тех, кто не участвует на разбое. Человек боится начать — помоги такому человеку начать. Не умеет выражать свои мысли — помоги ему выразить его мысли. Если он их не имеет – дай их ему. Возможно, какое-то твоё действие послужит катализатором, и человек «оживёт» для разборов.

Отправить ответ

avatar
  Подписка  
Уведомлять меня