Электронная Библия

Автор публикации: | 21.08.2017

Дорогие друзья! В последнее время все больше вопросов в церквях задают по поводу использования электронной техники на богослужениях и в личных целях. Вопросы касаются использования электронной Библии, как на планшетах так и на телефонах и специализированных «читалках», использования аудио Библий, высвечивания текстов Писания или псалмов на экранах с помощью проектора.

Давайте разберемся с этими вопросами. Первое что нужно понять всем, кто за или против электроники: это неизбежный процесс. Друзья дорогие, поймите – внедрение электроники и всего с ней связанного в нашу повседневную жизнь – это неизбежность! Тем более, темп роста вычислительных мощностей происходит по экспоненте. Закон Мура гласит, что максимальная вычислительная мощность в мире удваивается приблизительно каждые 2 года, то есть развитие компьютерных технологий растет в геометрической прогрессии. «Компьютеры, которые сейчас стоят 1000 долларов, по своей мощности равны мышиному мозгу и в тысячу раз меньше человеческого. Это не кажется чем–то серьезным, до тех пор пока вы не вспомните, что такая компьютерная мощность составляла триллионную от уровня мозга в 1985 году, миллиардную в 1995 и миллионную в 2005. То есть на данном этапе мы можем ожидать, что к 2025 году мы сможем позволить себе компьютер, конкурирующий с мозгом» (отсюда) Вот хорошая статья по теме, читая её становится жутковато. Что можно сказать? К сожалению, легче не станет. Не наступит такого момента, когда вдруг все массово станут отказываться от электроники и возвращаться к классическим формам общения, обмена информацией и так далее. И если кто сегодня и возьмет ручку и станет писать письмо на бумаге отказавшись от смс, мессенджеров и e-mail, то это сделает лишь тот, кто хочет подчеркнуть особый статус своего сообщения. Письмо со штемпелем почтового отделения – это некий винтаж, хэндмэйд современного мира, а не обыденность. Обычными письмами еще пользуется налоговая служба и некоторые административные органы, но это все интенсивно вымирает. Сегодня активно весь бюрократический аппарат страны переводят на электронную платформу. Уже сейчас, не выходя из дома можно оформить заявление на оформление паспорта, подать документы и получить ответ. Нам всем нужно понять, что пленочные фотоаппараты, аудио кассеты (а в скором времени и бумажные книги) останутся только для истинных гурманов, как раритет и антиквариат. Они неудобны в использовании, дороги в изготовлении и недолговечны.

Когда я расспрашивал у братьев какие доводы против электроники они слышат, один из ответов был такой, что электроника недолговечна и ненадежна, и что бумажная копия всегда надежнее. К сожалению, это неправда. На текущий момент во всех библиотеках ведется работа по оцифровке редких изданий. Вот несколько крупных проектов по оцифровке книг: Google Book Search; «Гутенберг»; проект Gallica Национальной библиотеки Франции; проект Europeana Европейской комиссии; openlibrary от Archive.org и др.

Как пример надежности электронных копий книг можно рассмотреть недавний пожар в библиотеке ИНИОН РАН, в результате которого было уничтожено 5,42 млн экземпляров изданий. По оценке Президента РАН Владимира Фортова потери составили около 20% библиотечного фонда. Были потеряны уникальные издания, существующие в единственном экземпляре. Однако, последнее время в рамках программы «Научное наследие России» в институте сканировали значимые для РАН документы российских авторов. И хотя сканирование велось медленно – с существующими средствами получалось сканировать около тысячи книг в год – эта работа дала свои плоды. Оцифрованные документы не пропали. Их копии хранились на серверах «Научного наследия России» (отсюда).

Учитывая последние достижения в сфере облачных технологий, скоро вообще будет невозможно физически уничтожить цифровые копии. То, что превратится в нули и единицы останется существовать до тех пор, пока жив интернет. Безопасность цифровой техники, мера надежности растет с каждым днем по экспоненте. Если еще десяток лет назад можно было потерять документ при копировании с диска на дискету, то сегодня восстанавливают, резервируют, кэшируют практически любые данные. Причем цифровые копии (что аудио, видео, изображения или текста) обладают несомненным преимуществом – неважно какое количество копий вы сделаете, они все будут идентичны. Это самое важное качество которое говорит о надежности и сохранности переведенного в электронный вид текста Священного Писания.

Давайте посмотрим на другие тенденции в мире электронных изданий. В наши дни все массовые популярные журналы переводятся в электронную подписку и распространяются через apple store или другими способами. Все уважаемые и популярные писатели как правило выпускают книгу не только в бумажном виде но и в электронном. Более того, статистика говорит о том, что торговля электронными вариантами книг набирает обороты все быстрее и быстрее. Вот ссылка на отчет ЛитРес-аналитики по ключевым тенденциям развития рынка электронной книги в 2014 году. Что мы видим? В США рынок электронной книги составляет 25% и постоянно растет! В России прогнозируемый на 2016-2017 объем продаж электронных книг составляет 3 миллиарда рублей! И это при нашей исконно русской склонности все брать бесплатно в «торренах» и ни за что не платить. По данным РБК рост рынка электронных изданий в России вырос в 6 раз за три года!

Итак, это неизбежный процесс. И боюсь, как бы и нам не пришлось потом «бежать позади паровоза» и спешно выпускать свои аудио сборники в iTunes и журнал «Вестник истины» в Apple Store. А раз процесс неизбежен, то нельзя просто взять и запретить, нельзя абстрагироваться от проблемы, зарыв голову в песок, подобно страусу! Нужно научить паству, молодежь и объяснить как обращаться, как пользоваться. Простым запретом тут не обойдёшься. И если пока еще этот запрет работает, то через 20-30 лет, мы окажемся откинутыми, отставшими и спешно пытающимися понять новое поколение, которое выросло в совершенно иной среде!

Не так давно читал статью Дональда Карсона «Конфликт поколений в слежении», в ней была ссылка на статью на английском языке о разрыве поколений. Я нашел эту статью и попробовал перевести. Ниже некоторые выдержки из этой статьи в моем непрофессиональном переводе.

Чрезвычайно актуальна еще одна угроза относящаяся к конфликту поколений: социальные сети и мир цифровых технологий, который молодые люди населяют также как любое физическое пространство. Есть современное слово, используемое для того, чтобы обозначить эти технологии – «космополитические». «Цифровая сеть соединяет нас через географические и политические границы и делает нас гражданами всего мира» – говорят сторонники глобализации. Но другая сторона этого преимущества – то, что меняет цифровая сеть. Когда мы находимся в мире нулей и единиц, произведенного облаком технологий, мы мысленно отступаем от нашей привязанности к материальному миру — мы не здесь в комнате, мы не делим помещение с другими. Иногда кажется, что главная причина, которая заставляет подростка говорить со старшими, состоит в том, что они живут в одном доме! Мир цифровых технологий разъединяет нас друг с другом — благодаря гаджетам, семейные поездки на автомобиле становятся еще одним поводом к написанию постов и твитов.

В вопросе некоторых качеств, таких как национальность, Facebook расширяет разнообразие наших знакомых. Но это качество – инструмент для социальной автономии. Это качество позволяет организовать легкую связь с теми, к кому мы чувствуем расположение, в то время как совершенно не востребована дружба с теми, которых мы находим более трудными, например, с пожилыми людьми. Мы готовы к разговору с пожилыми людьми тогда, когда ограничены физическими границами — в кафе, в церкви, на улице — и насколько больше наша жизнь переходит в цифровой формат, тем больше исчезают эти физические контакты.

Facebook, кажется, был смоделирован как ад К. С. Льюиса. Это – высшая точка измененного общества, дающая нам неограниченный контроль над нашими отношениями. Мы сами буквально выбираем свое лицо, которое будут видеть другие, и можем начать или закончить дружбу, одним нажатием кнопки мыши. Эта дружба никогда не станет неудобной, потому что никакое обязательство не может быть навязано нам через цифровую среду. Ирония Facebook в том, что полный, неограниченный космополитизм в конце концов производит больше узости, гомогенизации, и даже шовинизма, чем географическая ограниченность. Я могу теперь общаться с людьми во всем мире всех национальностей и языков и расы, думающих точно таких же, как я. Поскольку человеческие взаимодействия становятся менее зависящими от географии, и больше от предпочтений цифровых космополитов, сообщества стали более горизонтальными (слияние подобных видов людей через широкие территории).

Дети отказывают в «дружбе» родителем, или бабушкам и дедушкам на Facebook , не из страха раскрытия чего-то инкриминирующего, но потому что онлайн-сообщества молодых людей изобрели свои внутренние шутки, словечки и нормы, которые совсем неразборчивы на расстоянии десятилетия или больше. На новом цифровом земном шаре, поколения – это отдельные страны. У молодого человека, пытающегося объяснить его матери, почему забавно фривольное видео «котики танцуют», или почему его поколение решило, что политика – это запретное, и что выступив против однополого брака, ты будешь иметь столько же удачи, сколько гавайские туземцы имели с капитаном Куком. У молодежи всегда были сленги и нравы, но онлайн-сообщества ухудшили ситуацию и сделали вложенные социальные группы более хронологически узкими.

Как мы видим развитие электроники усугубляет конфликт поколений как никогда в истории. Конфликт поколений существовал всегда, но сегодня он обострился многократно, потому, что, говоря словами статьи: «На новом цифровом земном шаре, поколения – это отдельные страны». Молодые люди никогда не видели жизнь без интернета. И если для меня, тридцатилетнего, пока еще есть точка отсчета, когда я первый раз пришел в интернет-центр и увидел страницу поисковика, когда мы с ребятами искали ссылки на интернет-страницы даже на зубной пасте и радовались, когда заходили на сайт «Бленд а мед», то для нового поколения такая точка отсутствует. Для нас в свое время это было волшебство: возможность общаться с людьми находящимися за тысячи километров. В какой-то момент расстояние как бы сжалось! Мир оказался тесней чем вчера. И я четко помню этот момент удивления и восторга. Нечто подобное наверняка испытывала моя мама, когда электрификация СССР затронула и их деревню и к ним в дом провели одну единственную лампочку и они, будучи детьми, каждый вечер садились вокруг нее и смотрели на тускло горящую лампочку Ильича и для них это было чудо. Так вот, для меня лампочка не является чудом, я родился в мире, где лампочка была и остается нормой бытия; так и для нового поколения, интернет, электроника и прочее – это не чудо. Это то, в чем они родились, что формировало их мировоззрение и что является частью их жизни и сущности. Пройдет тридцать-сорок лет и мир без интернета и электроники останется далеко в прошлом. Это станет не выбором, это станет данностью. И нам нужно готовиться к этому уже сейчас. Бездумно запрещая электронные средства, пороча их из-за страха перед ними, из-за непонимания устройства и функционирования нового, цифрового мира, мы можем потерять последнюю надежду достучаться до нового поколения, говорящего цифровым языком.

Запрет на использование электронных Библий, похож на то, что случилось в 14-15 веках, когда книгопечатание попало в опалу, потому что посредством печатного станка распространялась не только Библия, но и ересь. И католическая церковь неоднократно пыталась ввести цензуру, понимая, что остановить прогресс будет невозможно. Как глупо сегодня выглядят обвинения следовавшие от священства к книгопечатникам в том, что Библия переписанная от руки гораздо более боговдохновенна, чем бездушная печатная книга. Как глупо смотрятся обвинения в корысти и гнусности тех, кто печатал тиражи Священного Писания (1-2). В журнале «Наука и Жизнь» №2 за 2014 год размещена большая статья об Иване Фёдорове – первом книгопечатнике в России. И там же есть рассказ о том, каким гонениям он подвергся за свое дело. «Мракобесы клеймили книгопечатание только за то, что оно изобретено иноземными «еретиками». Против книгопечатания работала и сложившаяся традиция, когда к созданию рукописных книг приступали только после молитв и благословении. А что такое типографский станок? Его воспринимали как бездушное порождение нечистой силы» (отсюда). Также противились книгопечатанию и переписчики книг, боясь потерять свою работу. Друзья, не узнаем ли мы в противящихся себя? Бог дал нам новую возможность неограниченно распространять Слово Божие, добрую весть, а мы боимся, запрещаем, ищем связь с ересью, нечистотой и так далее.

Некоторые говоря, что планшет – это источник из которого течет и горькая и сладкая вода. Оставим момент толкования этого текста, потому что в контексте речь идет не о средствах а о сути. Да, на планшете можно смотреть что-то грязное, можно оскверняться и грешить. Но не так ли и книгопечатный станок? Из-под пресса могут выйти разные произведения, и из одних и тех же литер может сложиться разный текст. Наносит ли это слову Божию какой-либо ущерб? Конечно же нет. Все зависит от того, кто пользуется планшетом. Ну а с помощью электронной книги довольно проблемно (да собственно практически невозможно) заниматься интернет-серфингом или смотреть видео. Почему-то многих клонит в какой-то оккультизм, говоря о бумажной Библии как о неком мистическом предмете, но ведь не бумага делает тест Библии священным? Почему же мы начинаем рассуждать о какой-то мистике касательно наших Библий?

И еще раз, самое важное в Слове Божьем – это содержание. И не важно в какой форме мы его получаем. Ценность содержания зависит от нас, а не от формы представления. Вы можете выучить текст наизусть, вы можете слышать его из уст проповедника на собрании или диктора, записанного в студии, вы можете читать текст написанный на бумаге, дереве, железе, камне, папирусе, черепке глины, выгравированный золотом на серебре, или с экрана ноутбука/планшета/электронной книги… объективная ценность Слова не изменится. Она будет зависеть от того, как мы воспринимаем это слово, насколько готовы подчиниться ему. Вот что определяет эффективность.

Какие минусы электронной Библии я вижу:

    • Это стереотипы сформировавшиеся у старшего поколения. Мы должны быть способны отказаться от чего-либо ради тех, кто никак не готов согласиться с нашей позиции, даже если наша позиция аргументирована на сто процентов.
    • Думаю, есть существенное неудобство работы с несколькими текстами. Лично для меня удобнее видеть больше текста в бумажной Библии, чем ограниченный по объему кусочек текста на экране планшета. Некоторым тяжело читать с планшета, устают глаза.
    • Возможно к минусам можно отнести то, что может не вовремя сесть аккумулятор, или произойти какой-то технически сбой.

Все эти минусы устранятся лет через 5-10. И мы будем этому свидетелями.

Очевидные плюсы:

    • Удобство. Удобство во всем, работа с текстом – выделение, копирование, сопоставление переводов, греческий ключ, универсальная симфония всегда под рукой и так далее.
    • Удобство в том, что большой объем информации занимает физически мало места. Небольшая 4-5 дюймовая книга влезет во внутренний карман пиджака. У вас под рукой сразу Библия и множество справочников, переводов, словарей и т.д.. А также куча книг по совершенно разным темам.
    • Дешевизна такого решения. Очевидно, что электронные копии стоят гораздо дешевле реальных. Также и сама «читалка», стоит сопоставимо с реальными книгами. Например, цена Библии большого формата в кожаном переплете сопоставима с ценой электронной книги – около 4 тыс.рублей. А если учесть тот объем данных, который можно разместить в электронной книге, то цена становится и вовсе низкой. Самый свежий пример – на днях заказал для себя в издательстве «Библия для всех» несколько книг, заплатил 6 тыс. рублей. Электронная книга стоит около четырёх.
    • Скорость работы с электронным текстом гораздо выше чем с обычным. Это и планы чтения, запрограммированные в электронной Библии, это и мгновенный поиск, и многое другое.
    • Возможность распространения – для того, чтобы предоставить людям Библию или другую духовную литературу, сегодня не нужно ходить с огромными и тяжелыми сумками, достаточно дать диск или скинуть по электронной почте. Сегодня есть возможность распространять Библию и духовную литературу в тех странах, где эта литература под запретом. И властям проконтролировать или остановить этот процесс, практически очень сложно.
    • И еще один плюс – это возможность достучаться до нового поколения.

Возможно, позже допишу что-нибудь еще. Но пока достаточно.

  1. Как возникла Библия, CLV, 1993, ISBN 3-89397-225-0
  2. Филип Шафф «История христианской церкви», 6 том, «Библия для Всех», Санкт-Петербург, 2009, ISBN 978-5-7454-1151-9

2
Отправить ответ

avatar
2 Комментарии к теме
0 Ответы к теме
0 Проголосовали
 
Самый быстрый ответ
Самый горячий комментарий
2 Авторы комментариев
Давид ЮжаниновStefan Авторы последних комментариев
  Подписка  
самые новые самые старые самые популярные
Уведомлять меня
Давид Южанинов
Member

Спасибо большое за информацию. Очень полезные и правильные рассуждения.Пожаловаться

Stefan
Member
Stefan

Представьте, как восприняли изобретение обычной страничной книги те, кто пользовался свитками……Пожаловаться