Гордость, похвала и всё что с этим связано…

Автор публикации: | 29.07.2017
Фрагмент работы «Семь смертных грехов» И. Босха, изображающий гордыню (лат. superbia)

Я помню, как меня не пустили первый раз на библейские курсы. Это было очень обидно. Я готовился к этим курсам и умудрился отпроситься на учебе и на работе (я учился на пятом курсе и параллельно работал в школе преподавателем информатики) на целых три недели. Причина, почему не посчитали нужным меня отправить на курсы – побоялись, что я «возгоржусь». Борьба с гордыней в церквах МСЦ ЕХБ порой занимает место национальной идеи. Братья в молодежи метко шутят: «мы гордимся своим смирением». Опытный певец в церкви наставляет молодого: «если тебя хвалят, значит, твое пение было провальным; если ругают, значит, все было хорошо, будь спокоен».

Проблем тут множество.

Во-первых, мы в любом случае создаем какой-то аналог похвалы. Может быть, это какая-то косвенная или скрытая похвала, может быть даже возгласы «Слава Богу»! Видывал я такое в одной церкви. Если сестричка спела хорошо, то возгласов было, как на концерте аплодисментов. А если кто-то спел плохо, то только условная глухая баба Маша скажет «Слава Богу». И можно было легко оценить, насколько понравилось пение или проповедь по количеству таких возгласов.

Во-вторых, мы зачастую лишаем человека объективной оценки. Критиковать боимся, хвалить тоже. Человек остается в вакууме, он не знает, насколько вообще нужно было то, что он делает. К примеру, взять даже мой блог. Может быть лень людей, а может какие-то стереотипы мешают людям высказывать свое мнение. Комментариев ноль, просмотров больше полутора сотен за день. В итоге я не могу понять, нужно ли делать то, что я делаю, потому что ни положительных, ни отрицательных отзывов я не слышу.

В-третьих, практически невозможно перехвалить взрослого сформировавшегося человека. Поэтому, друзья, хвалите тех, кого хочется похвалить. Приучайте себя быть искренними с теми, кто вас окружает, с кем вы совершаете служение, живете в одном доме.
 Конечно, важно не ошибиться в оценке. Например, я могу похвалить дочку: «мне очень понравился твой рисунок», это будет правда. Даже если она нарисовала «каляку-маляку», мне ее рисунки нравятся. Неверно будет хвалить её таким образом: «Какая ты гениальная художница, ты рисуешь лучше всех». Почему неправильно? Да потому что это неправда. Лучше Рубенса она рисует? Лучше Микеланджело? Лучше Левитана? Зачем обманывать ребенка?

Читайте также:  Я никому не нужен?
«Папа смотрит на маму», рисунок моей дочери (5 лет), которым я до сих пор восхищаюсь

Поэтому хваля другого, говорите о своих переживаниях, о своих чувствах. Неправильно: «Это лучшая проповедь, которую я слышал», «Ты превосходный певец», «Ты непревзойденно рассказываешь стихи». Правильно: «Мне очень дорога стала твоя проповедь», «Я сегодня плакал от слов твоей песни», «Мне очень понравилось, как ты сегодня рассказала стих». И еще, поменьше гипербол, побольше реальных фактов. Тогда и похвала ваша будет восприниматься не как комплимент, а как объективная оценка.

Ну и вдогонку замечательная цитата из книги Клайва Льюиса «Просто Христианство»:

    …я должен предостеречь вас против таких ошибок:

1. Если вы испытываете удовольствие, когда вас хвалят, это не свидетельствует о гордости. Ребенок, которого похлопали по плечу за хорошо выученный урок, женщина, чьей красотой восхищается возлюбленный, спасенная душа, которой Христос говорит: «Хорошо, верный раб», – все они чувствуют себя польщенными, и это вполне закономерно. Ведь здесь – удовольствие вызывает не то, какой вы, а сознание, что вы сделали приятное кому-то, кого хотели (и правильно!) порадовать. Беда начинается тогда, когда вы от мысли:

«Я доставил ему удовольствие; как хорошо!» – переходите к мысли: «Должно быть, я очень хороший человек, раз сделал это». Чем больше вы нравитесь себе и чем меньше удовольствия испытываете от похвалы, тем хуже вы становитесь. Если похвала вообще перестает занимать вас и любование самим собою становится единственным источником вашего удовольствия, значит, вы достигли дна. Вот почему тщеславие – тот сорт гордости, который проявляется, главным образом, на поверхности, – пожалуй, наименее опасно и наиболее простительно.

Тщеславный человек жаждет похвалы, аплодисментов, обожания и всегда напрашивается на комплименты. Это недостаток, но недостаток детский и даже, как ни странно, не очень вредоносный. Он лишь показывает, что полностью довольствоваться самообожанием вы пока не можете. Вы еще достаточно цените других людей, чтобы привлечь их внимание. Иными словами, вы еще сохраняете в себе человечность. Воистину черная, дьявольская гордость приходит тогда, когда вы начинаете считать всех остальных настолько ниже себя, что вас уже не волнует, как они о вас думают. Подчас нам действительно не следует обращать внимание на мнение людей, если в своих словах и поступках мы руководствуемся правильными соображениями, тем более что для нас несравненно важнее, что об этом думает Бог. Но гордый человек не обращает на других внимания совсем по иной причине. Он говорит: «Почему я должен добиваться аплодисментов этой толпы, как если бы мнение всех этих людей имело какую-то ценность? Да если бы оно и было так, я не тот человек, чтобы краснеть от удовольствия при комплименте, словно девчонка, впервые приглашенная на танец. Я – самостоятельный взрослый человек. Все, что я сделал во имя своих собственных идеалов, я сделал или потому, что одарен артистическим складом ума, или следуя традициям моей семьи, короче, потому что я такой, какой я есть. Толпе это нравится? Ее дело! Для меня все они – ничто». В подобном случае настоящая, достигшая предела гордость может выступать противницей тщеславия. Как я сказал выше, дьявол любит лечить мелкие недостатки, подменяя их крупными. Стараясь излечиться от тщеславия, мы не должны звать на помощь нашу гордость.

2. Мы часто слышим, как человек гордится сыном, или отцом, или школой, или службой. Возникает вопрос: грех такого рода гордость? Я думаю, все зависит от того, какой смысл мы вкладываем в слово «гордиться». Часто оно звучит в наших устах как синоним словосочетания «восхищаться от всего сердца». А такое восхищение, безусловно, весьма далеко от греха. Но бывает и по-другому: слово «гордиться» может означать, что человек чувствует себя важной персоной на основании заслуг своего выдающегося отца или из-за принадлежности к знаменитому роду. Хорошего в этом мало: и все-таки это лучше, чем гордиться самим собой. Любить кого-то и восхищаться кем-то, помимо себя, – шаг в сторону от полного духовного крушения. Однако подлинное духовное оздоровление не придет к нам до тех пор, пока мы будем любить что-то и преклоняться перед чем-то больше, чем мы любим Бога и преклоняемся перед Ним.

3. Мы не должны думать, будто Бог запрещает гордость, ибо она оскорбляет Его; что Он требует от нас смирения, чтобы подчеркнуть Свое величие, как если бы Он Сам был болен гордостью. Думаю, Бога меньше всего занимает Его достоинство. Все дело в том, что Он хочет, чтобы мы познали Его. Он хочет дать Себя нам. И если мы действительно, по-настоящему соприкоснемся с Ним, то невольно и с радостью покоримся и почувствуем при этом бесконечное облегчение, отделавшись наконец от надуманной чепухи о нашем достоинстве, которая всю жизнь не дает нам покоя, лишает радости. Он старается сделать нас покорными, чтобы мы могли пережить это облегчение. Он пытается освободить нас от фантастического, уродливого наряда, в который мы рядимся и чванливо расхаживаем как маленькие глупцы. Хотелось бы и мне стать более покорным и смиренным. Если бы я добился этого, то смог бы побольше рассказать вам об облегчении и удобстве, которые приходят к нам, когда мы снимаем с себя пышный маскарадный наряд, когда отделываемся от своего фальшивого «я» с его позами и претензиями: «Ну посмотрите на меня, разве не славный я парень?» Даже приблизиться к такому состоянию на миг – все равно, что выпить холодной воды в пустыне.

4. Не думайте, что настоящее смирение – вкрадчивость и елейность, нарочитое подчеркивание собственного ничтожества. Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный парень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе.
Если кто-то желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере, ничего нельзя предпринять, пока он не сделан. Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете…

 

Читайте также:  Понимание

Подпишитесь на наш канал в Telegram