Детский отдых или лагерь строгого режима? (фото)

Автор публикации: | 06.07.2016

Это письмо не относится к разбору, однако, сейчас оно достаточно актуально, потому что повсеместно проводятся подготовки к лагерям. И, возможно, кто-то возьмет какую-нибудь идею из этого письма. Хотя, было бы время, можно было бы целую книгу по играм написать 🙂 Столько всего накопилось…

В письмо добавил фотографии молодежных лагерей, организованных Барнаульской церковью МСЦ ЕХБ в разное время с 2008 по 2014 годы. Сердечно благодарю братьев, любезно предоставивших эти фото. Надеюсь, данное письмо будет полезно в вашей работе с молодежью.

image

Общая панорама молодежного лагеря Барнаульской церкви 2014 год

Итак, письмо:

После долгого перерыва, пишу. В связи с тем, что скоро лето, оно посвящено выездам и лагерям.

О подготовке детских и молодёжных лагерей можно говорить долго. В идеальном варианте подготовка должна начинаться за год до лагеря. И начинаться должна она с анализа ошибок предыдущего лагеря. А потом планирование, подготовка молодёжи или подростков к выезду. Духовная подготовка, моральная, материальная. И каждый пункт очень важен.

Хочу сразу определить термины «выезд» и «лагерь». Выезд – это кратковременное пребывание на природе, отдых – так это вообще не дело церкви (под отдыхом я понимаю привычный смысл этого слова), а лагерь – это организованное совместное проживание на природе некоторое время. И ещё мне нравится такое определение: лагерь – это организованная духовная жизнь.

Выезд – дело хорошее, лагерь – ещё лучше. Молодёжь всегда стремится на природу, и это нормально. Ненормально, если человека не тянет на лоно природы. Ненормально если у человека не вызывает восторг естественная природа. Ненормально если человек предпочитает душные стены свежему воздуху. Особенно это относится к молодёжи. Ведь мы творение Божье, и нас тянет к первозданной красоте, к первозданной природе, творение тянет к творению. Это нормально. Я тоже люблю природу. Особенно красивые места… люблю свежий воздух, люблю купаться. Сама природа в себе имеет воспитательную силу, воспитательный потенциал. Ибо природа – это творение руки Божьей. И действительно, природа свидетельствует о Боге, о Божьей любви к нам, о Божьем величии. Поэтому, будучи на природе мы неосознанно многое приобретаем. И это не пустяк. Именно поэтому нужно заботиться о том, что бы правильно подобрать место для лагеря или выезда. Но не буду забегать вперёд. Скажу только ещё один довод за лагерь не в молитвенном доме, а на природе. Этот довод заключается в совместной жизни молодёжи. Три дня (у нас лагерь для молодёжи длится именно столько) молодёжь живёт вместе. Это 72 часа. А вот в неделю мы видимся всего… ну в лучшем случае часов 6-8. А тут сразу 72 часа бок о бок. Поэтому правильно организованный лагерь может дать больше, чем месяцы труда среди молодёжи.

image

Богослужение в молодежном лагере Барнаульской церкви 2014 год

Хочу подчеркнуть, что начинаться подготовка к выезду, а тем более к лагерю, должна не за две недели. И не за месяц. Хотя выезд дело не такое хлопотное, как, скажем, лагерь, но лучше планировать его хотя бы за два месяца. А лагерь и вовсе нужно начинать планировать, сразу после окончания предыдущего лагеря. Закончился лагерь в 2007 году – начали планировать лагерь 2008 года. Помимо очень большого количества организационных плюсов, планировать заранее лагерь нужно и для того, чтобы дать молодёжи направление, цель и ожидание «радости в будущем». Хотя это и отдельная тема, но кратко скажу, что руководитель должен выстроить для молодёжи «лестницу радостей», выстелить «ковёр радостей», по которому шагала бы молодёжь. Каждый лично. Суть идеи «лестницы счастья» или «ковра радостей» в следующем: молодёжь должна всегда ожидать радости в будущем. Завтра будет хорошо, а послезавтра будет ещё лучше и так далее. Мы создаём для молодёжи как бы систему перспектив, систему целей, близких и дальних. И каждую такую перспективную линию мы наполняем счастьем и радостью. Тогда член молодёжи знает, что будет завтра, к чему мы стремимся, чего ждём, чему радуемся. Каждый член молодёжи будет иметь утешение и надежу на «будущую радость» в жизни молодёжи. Для нормальной жизни молодого христианина нужна «радость завтрашнего дня», «радость следующего месяца», «радость следующего года» и так далее. И дело руководителя соткать такое полотно целей, перспектив и радостей. Это одна из причин того, зачем нужно планировать подобные мероприятия заранее. Пусть молодёжь насладится ожиданием радости лагеря. А ведь само ожидание порой ценнее ожидаемого, не так ли?

image

Молодежный лагерь Барнаульской церкви 2014 год

Вторая причина – это то, что хоть природа и действует положительно, но в то же время таит множество опасностей. Как только молодёжь выехала на природу, враг души тут как тут. Поэтому нужна особая молитва за лагерь, поэтому нужно особо тщательно планировать каждую минуту в лагере. Даже так называемое «свободное время» и игры надо планировать. Иначе может случиться беда. А на подобное планирование уйдёт множество времени. Года хватит.
Есть и ещё причины длительного планирования. Расскажу, как лагерь готовится у нас. Это не идеальный вариант, но всё же может будет интересно. Молодёжный лагерь в нашей церкви несколько лет уже устраивается следующим образом: мы всегда делаем анализ прошедшего лагеря и на следующий год пытаемся учесть все минусы и плюсы прошлого лагеря. Конкретно начинаются разговоры о лагере ещё зимой. Молодёжь уже с начала весны думает о том, какой будет лагерь. Всю молодёжь за два месяца делят на четыре группы. Получаются группы по 26-27 человек. Далее выбирают ответственных братьев. К каждой из групп предъявляются следующие требования: подготовить программу, один поход и одну небольшую игру. Поскольку мы выезжаем на три дня, то у нас планируются четыре собрания (вечер первого дня, два на второй день и утро третьего), четыре похода (обычно они занимают по два часа) а также несколько мелких игр.
За хозяйственную часть у нас отвечает наш «молодёжный дьякон» и ещё назначаем ему помощника. Лагерь мы проводим в палатках. Есть специальная палатка для кухни. Столовая – под открытым небом. Материальная база постепенно увеличивается. И это хорошо. Скажу, что важно в лагере всё: и палатки, чтобы окопаны были, чтобы умываться было удобно, и чтобы туалет недалеко был, о безопасности надо подумать (как-то мы прибили умывальник рядом с осиным гнездом, обнаружили это только когда сворачивали лагерь, слава Богу, что никто не пострадал). Ах да! И ещё «антикомарин» и прочую химию надо не забыть, да в каждую палатку фонарик. Кухню я вообще сейчас не рассматриваю – это отдельный разговор. Всего не перечесть. Поэтому очень правильно, когда есть отдельный человек, который заботиться обо всех этих вопросах.

image

Молодежный лагерь Барнаульской церкви 2014 год

Наиболее важна духовная часть. Но здесь хочу сделать поправку. Нельзя делать лагерь без элементов отдыха, нельзя превращать лагерь в лагерь строгого режима. Когда в палатке жара под 30-40 градусов, то никакая даже самая лучшая проповедь не будет воспринята (да и сказана хорошо, наверное, тоже не будет). Надо правильно рассчитать духовную нагрузку, и подготовить доступную духовную пищу. Тем более ведь о том, что будет лагерь, известно заранее. За год можно приготовить таких две-три проповеди, что молодёжь даже в самую сильную жару будет с удовольствием слушать. Но надо не перегружать. Всего в меру.

Лагерь организовывается для молодёжи, а не для руководителей. Вот это по-настоящему важно. Мы порой ориентир берём на себя. Может быть, мне действительно было бы интересно выехать на природу, а потом днями под звуки плещущейся речушки в тишине и покое разбирать Слово с утра до вечера. Но среди молодёжи ведь есть абсолютно не возрождённые люди, далёкие от таких ценностей. Надо заботиться и о них.
Теперь перейдём к свободному времени и играм.

На природе время проводим в основном в трёх направлениях: собрания, игры и свободное время. Все три должны быть правильно организованны. Даже свободное время не должно быть в чистом виде свободным. Оно должно быть тоже организовано. Но не явно, а косвенно. Объявили свободное время, а руководитель берёт мячик и говорит: «так, кто в картошку пойдёт играть». То есть руководитель организовывает и игры с мячом и купание и прогулки по лесу, и общение. Даже просто, для того чтобы собрать детей и рассказать им историю, надо готовиться. Я так понимаю, что если я буду вожатым в детском лагере, то я должен знать, по крайней мере, по три рассказа на день. Я образно говорю. То есть у меня должен быть такой запас, чтобы в любой ситуации я мог занять время подходящим рассказом, небольшой игрой, или ещё какими-то интересными вещами. Надо быть готовым и к тому, что пойдёт дождь, и все соберутся в палатке. Что ты будешь делать там с кучей детей? Во что играть? Что рассказывать? О чём говорить? Все варианты нужно учесть, продумать заранее..

И всё же. Помимо свободного времени и собраний есть ещё и игры. И игра – это очень важная часть, как для детей, так и для молодёжи.

image

Молодежный лагерь Барнаульской церкви 2013 год

Во-первых, бывают игры-походы. Походом называется игра на местности с элементами ролевых игр, как правило. В походе запоминается чаще всего та её часть, которая касается зрелищности. «Костюмы», реквизит и прочее. Простите уж меня, что я употребляю такие термины. Но других названий не знаю. Допустим, в одной области проводили игру: приехал брат, переодетый в милиционера и забрал служителя с собой. Дети начали отбирать служителя, и даже кто-то милиционера укусил за палец. Потом брат-старец, который в своё время был в тюрьме за Слово Божье, вёл беседу с детьми. Мне кажется прекрасно. Надолго дети запомнят «дяденьку милиционера», укушенный палец, «бобик», брата-старца. И вместе с этим впечатлением в их памяти останется и та беседа. А эта беседа в свою очередь когда-нибудь поможет сделать правильный выбор.

Поэтому в играх-походах особое внимание на зрелищность. Но очень важно не переборщить, не превратить всё в театр, не допустить кощунства. Лично я считаю недопустимым разыгрывание каких-либо сценок из Писания. Библия – живое Слово, а не сборник весёлых историй. Зрелищность должна подчеркивать, помогать донести до умов главную мысль похода, мысль игры. И хоть на зрелищность у нас и особое внимание, но главное внимание нужно уделить разработке той мыли, которую мы хотим донести через игру-поход.

Ещё игры делятся на игры-иллюстрации, игры на знание Библии, игры, учащие какой либо истине. Можно и другие предложить варианты. Эта классификация составлена довольно в общих чертах. Итак, походы. Походы бывают разные. И учат они разному. Хочу привести в пример нескольких игр.

Поход первый: пойди и убеди прийти

Это поход-иллюстрация. Довольно ясно иллюстрирующий процесс благовестия. Цель данного похода — снять страх перед благовестием. Такой поход даёт возможность без страха пробовать свидетельствовать и «убеждать».
Поход состоит из нескольких пунктов. Предложу некоторые: «бабушка», «богатый парень», «бомж», «современная молодёжь», «философ», «авторитет». Можно придумать и другие пункты. На этих пунктах находятся те, кого надо убедить. Это подготовленная молодёжь, играющая соответствующую роль. Роль бабушки, богатого парня и т.д.. Молодёжь идёт небольшими группами по 5-6 человек, которые должны убедить всех встречающихся прийти на собрание в палатку. Происходят интересные диалоги. Вот приходит группа к бабушке, а у неё дрова не напилены, воды в кастрюле нет, земля не копана. Надо убедить бабушку. Как? Помочь ей в работе, поговорить с ней. Рассказать о Христе. Следующий пункт – богатый парень, которому дела нет до вопросов веры. Как его убедить прийти в палатку? А нищего как привести, что говорить ему? Философ, который сидя посреди поляны на стуле «заряжается» от космоса. Что сказать ему? Авторитет, у которого «братва» палатку, если надо, к нему на поляну вместе с верующими перенесет. Что сказать неверующей молодёжи, которая только и думает об игре в мяч, и христианскую молодёжь осмеивает, обзывает? Вот пусть этим и озадачатся группы молодёжи идущие через пункты похода.

Поход второй: миссионеры и индейцы

Этот поход похож на первый. Только проще, больше подходит детям, чем молодёжи. Есть индейские поселения (пункты), которые надо обойти и убедить прийти в форт, где будет проведено собрание. Можно даже заранее, до лагеря, молодёжь или подростков разделить на две группы – «миссионеры» и «индейцы». Миссионеры подписывают трактаты, строят форт, готовят участие и проповеди к собранию. Индейцы же готовят испытания для миссионеров (продумывают пункты). Когда мы проводили подобную игру у себя в Барнауле, то подростки придумали такие пункты: «вигвам вождя», «болото и кочки», «поляна идолов», «глухонемой индеец», «охота на бизонов».

image

Молодежный лагерь Барнаульской церкви 2008 год

Вигвам вождя мы сделали «настоящий». Покрыли покрывалами, посадили в этот вигвам брата одного, повесили на шею клыки медведя (сделанные из теста и засушенные в духовке, получились как настоящие). Вождь должен был задать ряд вопросов о Боге, если ответы его удовлетворяли, то он разрешал «миссионерам» идти по другим селениям. Болото – это окопанная поляна. Вскопанная земля – граница болота. Через него не перейти, а нужно. Задание простое: вспомнить все характеристики любви, записанные в 13 главе 1-ого Коринфянам. Ведь миссионеры должны любить того, кому они благовествуют. Каждое качество – кочка. «Кочки» расставляют по «болоту» по мере упоминания характеристик. Потом «миссионеры» свободно преодолевают препятствие по кочкам.

image

Молодежный лагерь Барнаульской церкви 2008 год

На поляне идолов горит костёр. Два жреца идолов не готовы так просто смириться и пойти служить Богу. Идолы интересные – телевизор, музыка, спорт… каждый идол умеет что-то особенное. Телевизор – предсказывает погоду, музыка – может заставить скакать человека, и так далее. «Миссионеры» местами Писания должны доказать, что Бог может сделать больше. Например: управлять погодой, заставляет «скакать» холмы и т.д.. Глухонемому индейцу как объяснить путь спасения? А как здорово можно поохотиться на бизонов, стреляя липучими шариками в мишень! Бизоны необходимы индейцам как пропитание. Накормишь деревню – они согласятся тебя выслушать. Преодолев все пункты, группа «индейцев» и «миссионеров» приходят в форт, где «миссионеры» проводят служение.

Поход третий: поиски клада

Очень простой поход. Есть карта, с отмеченным кладом. Надо для начала пройти по всем пунктам и на каждом заработать (а как – это уже задача ваша) кусочек карты, выполняя разные задания и отвечая на вопросы. Потом сложить все кусочки в одно целое (естественно кусочек с крестиком, отмечающим местоположение клада, должен быть заработан последним). И потом все вместе ищут клад. Вот и всё!

Поход четвёртый: путешествие пилигрима

Поход по одноименной книге. Здесь можно сделать такие пункты: «ярмарка суеты», «касса для пожертвований», «отдых», «ложная музыка», «физический труд». Молодёжь идёт небольшими группами. У каждого есть маленький листочек, в котором стоят цифры. Цифры – номера пунктов. Если человек ошибся, на каком либо пункте, то ему ставят минус у соответствующей цифры. Суть в том чтобы ввести в заблуждение молодёжь, продемонстрировать «хитрое искусство обольщения». Например, к первому пункту провожает служитель. И «подсказывает» молодёжи: на ярмарке ничего нельзя есть, только бананы можно (или что-то подобное говорит). Поверит ли молодёжь? Или не прикоснётся ни к чему? Если что-то попробовали – минус у первой цифры в путевом листочке. На следующем пункте стоит касса, крупно написано «пожертвования на строительство дома молитвы», а внизу меленько так, написано что на эти деньги будут построены залы игровых автоматов, доходы от которых пойдут на строительство дома молитвы. Сделает ли молодёжь пожертвования? Если да – то минус за этот пункт. Следующий пункт очень заманчив. Невдалеке стоит один из братьев с сестрой. На полянке стоят стулья, можно сесть отдохнуть. У брата в руках Библия, и он говорит: «заходите, отдохните, Библию почитаем». Зайдёт ли молодёжь? Если зашли на поляну, свернули с дороги, то наш брат тут же Библию откладывает и достаёт из-за кустиков гантели и говорит: «в здоровом теле здоровый дух», давайте отдохнём. Зашли – ошиблись. Какой отдых на пути христианском? Минус у следующей цифры. На следующей поляне играет красивая, но не христианская музыка, а там братья сидят. Зайдёт ли туда молодёжь? Братья зовут, говорят: «на секунду подойдите». Зашли – минус. Предпоследний пункт. Бабушка с дедушкой просят помочь. Поможет ли молодёжь вскопать землю, натаскать воды? Если нет, то минус. И последний пункт – распределитель. Это наш служитель. Он смотрит карточки и распределят. Два минуса — в ад, один – «у порога», ни одного – в «царствие небесное».

Как ни удивительно, несмотря на очевидность испытаний, всего одна группа попала в «небеса», а все остальные оказались только «у порога». А одна группа даже в «ад» распределилась. Вот такой поучительный поход. Кстати, на удивление, «соблазнялись» братья-сёстры на том, в чём действительно имели слабости в реальной жизни. Кто был замечен в слушании «чуждой музыки», на том пункте и попались. Кто чрезмерно любит поесть – не прошли «ярмарку суеты» и так далее.

Поход пятый: проверь себя

Этот поход серьезный. И подходить к нему надо серьёзней. Поход состоит из ряда пунктов: «вера», «спасение», «запинающий грех» и так дальше. На каждом пункте стоит брат-проповедник. Когда группа молодёжи приходит на соответствующий пункт, брат разъясняет важность веры, спасения, свободы и так далее, смотря какой пункт. У каждого есть путевой листок. И в этом листке молодёжь отмечает ответ на соответствующий вопрос пункта. «Веришь ли ты в Бога», «Имеешь ли мир с Богом», «Есть ли у тебя запинающий грех» и тому подобное. Потом в конце похода каждый желающий может с этим листочком побеседовать со служителем. Если человек не хочет отвечать, может поставить прочерк. Хотя… прочерк – тоже ответ.

Довольно с походами. Есть и другие игры. Скажем игры-иллюстрации.

Игра первая: бревно

image

Молодежный лагерь Барнаульской церкви 2008 год

Нужно большое бревно. Его поднимают всей молодёжью. И держат. Держать бревно всем вместе легко. Но вот ведущий эту игру начинает забирать молодёжь по одному: «пойдём в магазин» – и один уходит из-под бревна, «поехали на озеро» – и уходит второй и так далее. Каждый раз нагрузка на остающихся будет увеличиваться. И так пока не останутся двое- трое, которые кое-как будут держать это бревно. Мораль проста: когда в церкви и молодёжи кто-то уклоняется от труда, нагрузка на остальных увеличивается.

Игра вторая: слухи

Нужна отвлечённая история о чём угодно. Но лучше не о духовном. Чтоб потом кощунства не вышло. Лучше рассказ, какая-то история из молодёжной жизни. Можно и выдуманную. Итак, выбирают десять человек. Девять отсылают в палатку, так чтобы они не слышали о чем пойдёт речь. Оставляют только одного из десяти. Первому из выбранных десяти читают историю. Потом зовут второго. Первый пересказывает историю второму, второй третьему и так до последнего. История преобразиться уверяю вас. А если вот ещё дать возможность задавать вопросы друг другу. Вообще будет здорово. Рассказывает первый историю: «там было море», а второй спрашивает: «а на море был шторм?», первый обязательно должен ответить. Хоть что. Происходит диалог в результате которого появляются новые «подробности» рассказа, происходят преувеличения и так далее. Получается очень наглядная иллюстрация того, как распространяются слухи и как рождаются сплетни. В конце игры можно ещё раз прочитать историю, чтобы все десять человек могли оценить качество своего пересказа. Главное – сделать хороший вывод.

Игра третья: жертвенник

Тоже очень поучительная игра. Надо собрать жертвенник. Каждая часть жертвенника – это какое-то качество христианина: смирение, любовь, честность и так далее. Перед молодёжью разыгрываются ситуации из жизни молодёжи. Надо определить какого качества не хватило тому или иному герою, чтобы правильно поступить в данной ситуации. Отвечает группа правильно – дают ей объёмные подарки: бананы, шоколад, лимонад упаковками и подобное. Группы радуются таким подаркам. А жертвенник помаленьку собирается, ведь каждое качество – это какая-то часть жертвенника. А потом, когда жертвенник готов, всем объявляется, что на жертвенник нужен дар. Так что все призы – пожалуйста, положите на жертвенник. Надо только проследить, чтоб во время игры никто не ел призы. А то жертвовать будет нечего ) А потом этот жертвенник можно отнести на кухню, чтоб впоследствии всё это съесть за обедом всем вместе. Ведь священникам полагается часть жертвы, не так ли?

Можно ещё провести ряд игр на знание Библии. Допустим такая игра:

Игра четвертая: десять пунктов

Стоит десять человек. Каждый из них имеет вопрос по Библии. Вопросы очень сложные. Стоят все десять на расстоянии достаточно большом друг от друга. Каждый из молодёжи по очереди пытается пройти эти пункты. Кто дошёл до последнего – получает приз. Когда мы проводили подобную игру, у нас только один человек дошёл до седьмого пункта, он и получил приз.

Игра пятая: эстафета библейских вопросов

Молодёжь выстраивается в две колонны. Напротив каждой колонны – стульчик с вопросами. У стульчика проверяющий, у которого есть все ответы на все вопросы. Цель – заработать для своей группы как можно больше правильных ответов. По очереди кто-нибудь из колонны бежит к стулу и вытаскивает какой-то вопрос. Потом отвечает и бежит обратно. Ответил неправильно, или вообще не ответил, балл не зачисляется. Вопросы можно распределить по степени сложности, и дать за правильный ответ на какие-то вопросы 2-3 балла, а за правильный ответ на другие только один. Можно сделать так, чтоб человек сам мог выбрать сложность вопроса. То есть, будет ли он отвечать на вопрос на один балл, или на два, или на три. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.

Вообще можно много ещё было бы рассказывать, но проще дать возможность молодёжи – пусть придумает сама. У нас давно уже такая практика и очень хорошо себя зарекомендовала.

Так что успехов вам в подготовке к лагерю! С Богом!

image

Прогулка на катере по Телецкому озеру в Молодежном лагере Барнаульской церкви 2010 год

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о